Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Генераллиссимус Существо даже Толкачу неведомое
Зарегистрирован: 03.12.2007 Сообщения: 557
|
Добавлено: Ср Сен 18, 2019 12:48 am Заголовок сообщения: Фильм Тодоровского Одесса |
|
|
Вот, что пришло мне в голову.
На мой взгляд, есть два пути придумать фильм.
1 Меня беспокоит какая-то эмоция (любовь, обида, чувство бренности) или тревожит какое-то явление (предательство, патриотизм, тщеславие). Я хочу высказаться на эту тему и придумываю историю, которая верно отражает мой взгляд на исходное явление или эмоцию.
2 Мне хочется погрузиться в пучину творчества и я придумываю истоию шаг за шагом, событие за событием, не имея ввиду никакого месседжа и, возможно, не зная, чем история закончится.
Фильм "Одесса", похоже, снят по второму варианту. Мне, как обывателю, очень не хватило понимания для чего Тодоровский рассказал эту истоию. Было ощущение брошенности. Как-будто карусельщик запустил карусель и пошёл курить - вроде всё нормально, аттракцион работает, но вы видите, что у пульта никого нет.
И тут уже и обыватель и лётчик-испытатель не порадуются.
Холера напугала и передумала. Папа пошёл умирать - вернулся. Двое собрались в Израиль - не уехали. Борис влюбился - пербился. Почему мы смотрим именно на этих неприятных, но ярких людей? Мы сами такие. Какую мысль транслировал автор при помощи блестящих актёров?
Нет мысли. Как ни странно этот фильм похож на Тарантиновский " Однажды в Голливуде". И там и там великолепная картинка и очень, очень хорошие актёрские работы, очевидное наслаждение настоящими тогдашними вещами и узнаваемый дух времени. А кончается ничем. Ничему эти истории не научили, нипочему именно этих людей мы рассматривали.
Может я ошибаюсь, но ведь персонажи остались какими были. Это какая-то тотальная пробуксовка - мир крутанулся, а мы те же, там же. Единственная, кто поменялся - девочка с книгой, дочка композитора-алкоголика. Это было здорово. Она для нас была интеллигентша безответная, мы думали, что она, чахлая дурочка, убежала руки заламывать и её ночью холера изнасиловала, а она возвращается с железным взглядом, загораживает отца и говорит матери "забодала!". Да! Круто! Но, что дальше делает с ней автор? Он её бросает. Она тут же говорит, что купалась не голая, а в купальнике, а ещё чуть позже она снова заткнувшаяся сидит с книжкой.
Может я зря разоряюсь, может это и была главная мысль автора? Жизнь - изнурительное страдание, любое твоё действие топит твоих близких и всё, что ты можешь для них сделать - не шевелиться. |
|
Вернуться к началу |
|
|
НекрЫсь Лесник
Зарегистрирован: 11.08.2003 Сообщения: 20474 Откуда: СПб
|
Добавлено: Ср Сен 18, 2019 1:08 am Заголовок сообщения: |
|
|
Вот что значит, сформулировать текст о фильме так, что можно ответить, хотя фильма не видел. Ты начинаешь с посылки, с которой я одновременно и согласен и несогласен.
Несогласен, потому, что уверен - нет иного пути придумать фильм, чем тот, который ты обозначил первым номером.
Согласен, потому что точно так же уверен, вторым способом создаются фильмы, то есть видеозрелища, предназначенные для проката, просмотра, критики. В том, что Тарантино именно так и творит, как минимум с "От заката до рассвета", я даже не сомневаюсь, и поэтому рискну заранее согласиться "Однажды в Голливуде", судя по всему бэкграунду и всем отзывам, снято именно так.
Человек даже не обязательно ХОЧЕТ погрузиться в пучину творчества. Он просто МОЖЕТ это сделать. И снимает кино примерно так, как ведёт урок педагог, которому уже глубоко безразлично, кто там вырастет из школьников, он пифагоровы штаны на доске нарисовал, премию "Сердце отдал детям" получил, и ладно. Вот это теперешний Тарантино, а также поздний Рязанов, поздний Гайдай, поздние еще очень много кто, и, вполне возможно, и нынешний Тодоровский.
И хотя это грустноватый итог, но тоже не худший. Лучше уж учитель скучает на уроке, чем приходит пособлазнять, пособирать деньги на отпуск, и посоздавать тоталитарную секту. Фильм, в котором идея сводится к личной депрессии автора, это не так плохо, как фильм, где у истратившего собственные искренние идеи автора вроде бы появилась новая идея, но эта идея неискренняя, корыстная, погромная или вообще - не его.
Фильм "Одесса" я постараюсь посмотреть, хотя и чувствую, что радости он мне не доставит. Был например такой позднесоветский фильм "А был ли Каротин", снятый чуть ли не Полокой, но полностью соответствующий твоему описанию (только там был ещё и псевдошпионский флёр, этакая ирония непонятно над чем). Вот тоже - смотришь, смотришь на блистательных актеров, чудесные планы, яркие повороты и тебя начинает побирать чёрт: авторы, вы сами то понимаете, о чём речь?
Хотя с другой стороны описание напоминает, например, и "Лапшина". Но в Лапшине же есть идея, хотя и не сводящаяся к хриплому лавровскому "Садпостроить!", но в общем-то без чётких формулировок сформулированная просто в главном герое. Болтнев сыграл Лапшина, и это достаточная идея, этого Лапшина можно взять и унести с собой не хуже, чем довольно чёткие идеи "Однажды в Америке" или "Противостояния".
Может "Одесса" это такой "Лапшин"? _________________ Dum spiro - spero
Spero, ergo sum |
|
Вернуться к началу |
|
|
НекрЫсь Лесник
Зарегистрирован: 11.08.2003 Сообщения: 20474 Откуда: СПб
|
Добавлено: Ср Сен 18, 2019 1:57 am Заголовок сообщения: |
|
|
Хотел было ещё раз повторить, что произведения, типа
Цитата: | ...придумываю истоию шаг за шагом, событие за событием, не имея ввиду никакого месседжа и, возможно, не зная, чем история закончится. |
вообще не имеют смысла ни в каком виде искусства. Но вдруг вспомнил, что есть ещё автобиографическая проза. Например, можно сравнить широкоизвестную повесть (трилогию) В.Катаева "Белеет парус одинокий" и его же большую автобиографическую книгу "Трава забвения". Тоже про Одессу. Легко заметить, что события в обеих книгах отражают детство писателя. В "Парусе" с месседжем всё в порядке: каждый нормальный мальчик, будь он гимназист или рыбак ждёт революции и это хорошо.
В "Траве забвения" ситуация другая. Мы узнаём события, мы узнаём, что кроме них было ещё много, гораздо более интересных событий. И менее драматичный. Петя и Павлик Бачеи оказываются Валей и Женькой Катаевыми, и мы понимаем, что отношения с вредной девчонкой Заря-Зареницкой кончились, оказывается не перестрелкой в восемнадцать лет, а обоюдно разбитыми носами - в двенадцать. А бедный Павлик никакими белогвардейцами расстрелян не был, вырос, стал Евгением Петровым сочинил с Ильфом Остапа Бендера, войдя таким образом в вечность, но врезался в землю на военном самолёте в 1942 году. И потерять брата точно всё так же же грустно, но это уже совсем не про революцию.
Вроде как получается, что писатель просто рассказывает "Как оно было на самом деле", писать он умеет занимательно, и никакого месседжа тут и нету.
Но это - обманчивое впечатление, ведь роман отличается от твоего определения №2 главным: автор знает, чем история закончилась! Просто она закончилась не простой и понятной революцией, гораздо более сложным и непонятным Будущим. Которое уже не революция, а, скажем Шестидесятые. И пожилой Катаев не формулирует месседж, вроде "вот, ребята, знаете, мечтал гимназист о Революции, а попал в Будущее, и знаете, похоже это Будущее получше той Революции...". Но месседж этот читателю вполне доступен, потому что события привязаны к реальности, к эпохе, ко времени и у нас есть возможность оценить их по дополнительной информации. И "Траву забвения" читать интересно, не только потому, что это просто "картины былого".
Я так и не понял, насколько менял реальные события в своих рассказах Фазиль Искандер, иначе говоря, я не знаю точно, что он сочинял всю жизнь, "Парус одинокий" или "Траву забвения". Но его произведения из того же самого жанра: вроде и нет месседжа, вроде просто записал человек весёлые картинки жизни. Но эти картинки ничуть не хуже, чем картинки Вампилова или Шукшина, где месседжа хоть отбавляй.
Да что там Искандер. Джером Джером сочинял туристический путеводитель, а создал великое произведение с таким месседжем, что до него нам расти и расти.
С автобиографическими книгами так. И, быть может, можно так снимать и кино. Я бы даже сказал, что Лапшин круче Арканара именно тем, что в Лапшине Герман снимал именно фильм от себя, мальчика в углу коммуналки на лыжах. Но я не знаю, можно ли добиться эффекта "Травы забвения" снимая фильм про своё личное прошлое, но без трудозатрат Германа или Феллини. Думаю, что в подавляющем большинстве случаев месседж будет получаться один, причем заранее угадываемый и совершенно никому не нужный:
Цитата: | "Знаю, знаю, знаю одно-оо, был душой я молод, а теперь старик"... |
Снимать фильм о том, что время уходит, годы идут, жизнь глупая штука, и непонятно куда всё делось, дело неблагодарное. Снимать такое кино и правда можно если есть имя, деньги и авторитет, но вот смотреть...
Цитата: | ЛАЭРТ-ЛЕБЕДЕВ: Весна придёт?
АБАЕВ-КЛАВДИЙ (смерив своего порученца безнадёжным взглядом): Не сомневайтесь в этом.
(С)
|
|
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
|