Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

Побывка на сцене ТЮТа 1,2 декабря 2007. по спектаклям

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Казанга-4
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20316
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Дек 07, 2007 7:37 pm    Заголовок сообщения: Побывка на сцене ТЮТа 1,2 декабря 2007. по спектаклям Ответить с цитатой

разбор полета.
вновь я не смог заставить себя делать записи во время спектакля, хотя пожалуй имел редкий к тому случай: обычное нервное напряжение "да что ж вы творите?!!!", забирающее обычно всю энергию сменилось напряженным вниманием по отношению к спектаклю. Разумеется можно было бы оторваться от довольно хорошо знакомого зрелища, да оба раза не захватил в зал ни ручки ни бумаги. Поэтому наверняка много конкретных деталей я не смогу отметить, и постараюсь изложить впечатления сразу по каждому спектаклю, а потом и по каждому из исполнителей конкретных ролей.

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что каждый из прошедших спектаклей можно было бы назвать "одной из лучших, когда-либо игранных побывок". Само по се6е такое бывало. Но я не припомню случая, когда такое можно было сказать о двух спектаклях сразу. При этом, согласитесь, такая задача отдельно не ставилась (одно упоминание на второй линейке не в счет). И главное - спектакли получились разные. Все это позволяет с удовлетворением утверждать - по совокупности двух спектаклей, эти выходные можно предположительно считать лучшими для побывки за всю ее семилетнюю историю. Если это так, то просто удивительно. ибо, напоминаю - семь лет, срок долгий даже для существования спектакля, и тем более для его роста.


В субботу из предполагавшихся 4 вводов удалось осуществить 3, но роли, игравшиеся актерами по второму разу (Юри, Агика) вполне могли быть приравняны к таковым по непредсказуемости результата. Вообще признаюсь, что все нововведения вызывали серьезные опасения. Насколько надежнее - казалось - никого не менять, подождать, пока выучат текст, и посмотрят спектакль с конспектом в руках. Надежность отринули. Играли все, кто мог.
В целом впечатление (возможно за счет свежести) оказалось следующим. Субботний спектакль получился в полной мере историческим.Все эти незнакомые люди, окружающие главных персонажей казались непривычными, не нашими современниками, не казались и надуманными, небывалыми. Не будучи венгром 40-х годов я не берусь утверждать, что тогда жили такие профессора, почтальоны, учителя, школьницы и священники. Но не буду и отрицать. Такая Матресентанна возможна, и это главное. Дело не только в новых лицах. Во-первых на репетициях это ощущение в целом не возникало. Во-вторых далеко не каждый ввод дает такой эффект. У нас же, если сравнивать составы возникает сопоставление, как между портретом и фотографией, или, если хотите между художественным фильмом и кинохроникой на ту же тему.
Начнем по порядку. Первая картина началась совсем невесело, я бы даже сказал тревожно, хотя и энергично. А.И.Тугушева отчего-то нервничала, но зато Агика тревожно почесывала нос на переходе увертюры, что в целом придало картине нужное ощущение ожидания "от сынка телеграмм".Позже выяснилось, что так все и было,Аня переживала, а Агика с Тотом ощущали тревогу, что и потребовало перед вторым спектаклем корректировки "комедия с первой картины". Тот стал (как я понимаю, с этих спектаклей) с ходу задавать любовь к потягиванию, открывая этим роль. Кажется во втором спектакле он в результае вышел несколько раньше вздоха Маришки, что придало вопросу "что вздыхаешь?" несколько издевательский характер. Зато на первом, симпатия к главному герою возникла сразу, и укрепилась в процессе педагогической беседы с Агикой. Вроде не произнесено еще ни одной латинской фразы, а воспитание отцом взрослой, но безмерно уважающей его дочери уже вызывали улыбки в зале, усилившиеся на "я перестану вам мешать". Похоже улыбку вызвала именно скромность непререкаемого главы семьи.
В воскресенье рецепт оказался соблюден в полной мере. Немногочисленный зритель рассмеялся (тихо) чуть ли не до появления Тота, не отреагировал на фасолевый суп, и уж точно хохотал на цитате из устава пожарной охраны.Неожиданная логичность проявилась в повторе слова "это кажется СТРАННЫМ" "папаша Юри со СТРАННОСТЯМИ". Лайош Тот, как выяснилось, мыслит дедуктивно.
В прошлые разы нам приходилось многожды повторять магическую фразу "Архивируйте текст!". В переводе это означало "убирайте паузы между красивыми, остроумными, весомыми репликами Эркеня, с тем, чтобы диалог превращался в живую беседу, а шутки-мысли-акценты сохранялись".В данном спектакле (и на всех предшествующих репетициях) данный вопрос даже не возникал (!). Особенно это радовало у исполнительниц главных женских ролей. Именно благодаря более естественной игры Ани и Жени, все беседы в саду Тотов оказались именно Беседами, кусками жизни, а не кусками текста, придуманного умным но посторонним человеком. Главные же мужские персонажи откровенно "играли текстом", на ходу находя новые интонации и осмысления, в прямом смысле практически не давая зрителю кашлять и ронять номерки. Любого зрителя можно заткнуть, или хотя бы заглушить драйвом фонограммы, или агрессивным боевым эпизодом. Но когда тот же эффект достигается в спокойной беседе с элементом абсурда, становится ясно, что мысли Эркеня по крайней мере не менее ценны, чем, скажем, перестрелка в исполнении Жана Рено. Удивительным образом не отставали от них и интермедии на авансцене, хотя все их участники пользвались совершенно другим, еще более рискованным инструментом - они держали паузу, приглушали голоса, до опасной границы, когда уже не будет слышно, но ни разу ее не пересекли. Наконец они позволяли себе интонации, которые потенциально рискованы смехом в зале, говором, звонком телефона в зале, один зритель тут способен погубить сцену.Но никто не смеялся где не надо.
Приходится также отметить, что зритель довольно болезненно реагировал на реплики, еще в 2001 вызывавшие только понимающие улыбки. Утверждение, что "в России летом снег бывает" вызвало протестующий ропоток в зале, нараставший примерно до момента, когда убивают Дюлу.После этого конфронтация с мадьярами у отечественного зрителя несколько спала.И все же в антракте я был атакован вопросом: "А где это вообще происходит?" - "В Венгрии, ребята. В 1944-м" - "А-а! Ну тогда понятно, почему они считают, что у нас БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ ПО УЛИЦАМ ХОДЯТ". Сдается мне, выросло поколение патриотов.
Маленькая деталь - в обоих спектаклях процесс переборки фасоли наконец-то стал отдельным, обращающим на себя внимание процессом. Неважно, что она делает. Важно, что в доме чем-то занимаются.
Папаша Юри оказался шепелявым. Но это не главное. Главное, что чудовищный гнет профессиональных придумок, едва не задавивший Тейбер-Лебедева на репетициях, волшебным образом исчез. Актер, еще после первого звонка белый, как мел, от волнения за текст, преспокойно оставил свои тревоги за кулисами. Обычная проблема почтальона - стянуть на себя одеяло, или исчезнуть - не существовала. Прямо на ходу Т-Лебедев придумывал беседу, рисовал колодец, и даже повторение реплики "не надо!", из оговорки превратилось в обычную присказку закиданного жизненными камнями психа. Соответственно интерес Агики к почтальону наконец-то оказался понятен. Это тот самый шелудивый пес, от которого поколения родителей отгоняют упрямо гладящих детей. Ну да, в речи возник "Острый нос", вместо "Острого ножа". Если быть точным, то реплика "острым ножом...". Но в целом шепелявость с единичным заиканием, оказалась куда лучше отвлекающего и неестественного "Ко-ко-кое что приятное".
Первое появление Дюлы опасений не рассеяло.Андрей кажется все еще побаивался, и единожды даже поменяв текст запнулся(сосны и георгины), но я уверен, что это не было замечено зрителем. Колоритный персонаж при первом появлении принимается в любом случае, лишь бы было понятно, кого и зачем он послал к родителям. Понятно было, можно даже сказать, что первое письмо прошло яснее, чем обычно в чем заслуга четко выстроенного света. Фирменная улыбка Андрея вызвала симпатию к нему, и его семье, хотя и снизила опасность партизан.Поглядим дальше.
Алексей Геннадиевич Колесник стал тем, что всегда требовалось для соседа - яркой фигурой. Он не боится пережимать, и в девяноста процентах пребывания на сцене это оказывается очень кстати. Процесс нюханья столь же значим, как и реплики персонажа, а стукачевое существование соседа читается независимо оттого, ясна ли интрига с красной краской. А вот с доверительными интонациями не везет.В обоих спектаклях проглочено оказалось по одной реплике, и именно по той, где сосед перходил на сугубую психологическую доверительность (в первом случае "ужасная война", во втором "резковат"). Каждый раз ощущение такое, что шепотом произносится крамольное ругательство, например "да здравствует Сталин".
Папаша Юри провел беседу о столбиках спокойно, не стремясь стать главным героем спектакля, но что-то поменяв в тексте. Зато на собачушке добавил, и вызвал наконец-то здоровый смех предложением задушить собаку.Правда хлопнула его полотенцем Маришка как-то кокетливо, и "да милый" не достигло виртуозности, виданной на репетициях,но в целом мама-тот стала понемногу оттаивать. Никаких проблем с прической со стороны не наблюдалось.Агика как ни странно окончательно поменяла возраст на шестнадцатилетней, что сразу сделало образ интересней, на уровне лучших лет Шестипалого. Более того, хотя я и ждал, виденный весной проход к георгинам, полагал, что находки этим и ограничатся. Произошло обратное, повтора георгин не было, но зато возникали (все в том же режиме естественной беседы) новые, кажется импровизационные.Так слушала отца, так стеснялась соседей, и так же откликнулась потрясенным "угу" на изречение Данте.Однако пинание коляски так и не удалось освоить. Что-ж, всем нам есть куда расти. Вот например Толкач, и это вовсе не шуточный оборот. Безусловно проблем с физическим ростом у Саши не было с самого начала, но мы помним эффект (также работавший) когда на первых спектаклей жуткий монстр в фуражке, разражался жалобным и отчасти затравленным "Что вам от меня надо?". При этом документально подтвержденный на видео наезд "А тебя я запомнил..." подтверждал, мужества Саше не занимать, вопрос только в переносе требуемого состояния на сцену. И вот теперь Саша переносит. Этот здоровенный мужик, вернее даже озверелый на фронтовых дорогах аристократ напоминает шведского сыщика Гунвальда Ларсена, когда орет на Тотов, или по хозяйски-тычет им в нос часами. Я специально следил за "топорами" - носами зрителей, они поворачиваются от портала к порталу точно по расчетным траекториям, а это значит, что спектакль смотрится как кино - крупными и мелкими планами.В субботу мало кто в зале знал сюжет, и поэтому Артиллериста приняли за Варро не только Тоты.И более чем логичным оказалось единственное, что может Гунвальда Ларсона пронять - прыгуче-бегучий букет, в котором он чуть не утонул.Опять-таки, так мы эту сцену не ставили, и оттого возникает ощущение, что в жизни она так и происходила. Спору нет, почему-то сложнвато было расслышать Толкача на бомбежке, возможно слова глушила фуражка, но зритель все-таки разобрался в ситуации, в том числе и благодаря окончательно вошедшему в колею почтальону, который "сархивировав" текст сэкономил себе нужную секунду, на то, чтобы улыбнуться с сумкой, прижатой к животу. И в дальнейшем пассажи Тотов на тему благополучия Дюлы, встречались сдержанным шепотом "как же, ждите".
Кстати, почему-то ни разу Сосед не воздел в должной мере глаза к небу, когда ему желают успеха. Отжил, но не отыграл, а ведь получалось смешно весной.
Ну и выше всяческих похвал интонация (добро пожаловать, я Тот)! Петр Посудин не смог бы устоять!
Появление майора прошло в духе привлечения симпатий на сторону пропыленного воина, хотя пострадали трюки.Немножко искусственно стали выглядеть попытки разойтись с Тотом при проносе чемодана, и в обоих случаях не очень сыграло отчаяние Агики по поводу того, что Мамаша забрала себе ее речь. Вообще это тройное повторение идиотского хлебсоль-приветствия по идее должно быть повторяющейся шуткой, к третьему разу уже совершенно самоироничной (как например финальное "Там" агики).Зато хорошо, когда Агика прячется за отца, сначала, как бы от страха, потом, понятно, что от стыда за цветы.Наконец почему-то почти перестало работать падение чемодана, в каком-то оно диссонансе с "нервным напряжением".
Но с момента "батальонный штаб" майор полностью вошел в жегловскую колею, и ситуация понеслась. Агика оправданно столкнулась с чемоданом, и он вошел в ее жизнь. Жаль, что не повторилось очень смешное, возникшее на репетициях, когда уходя в дверь Маришка что-то там предлагает для комфорта гостя, а тот с хемулевской бодростью отказывается "н-не надо!", "н-не надо!", и так эти "Н-ненадо!" затихают в глубине дома уже при закрытой двери.
Прятаться в туалет это хорошо, но требует точного расчета. Как величины открывания двери (смешнее всего, когда торчит только нос, но в сценической практике это означает, что торчит он до плеч включительно), так и продолжительности пребывания внутри.
В воскресенье на чемодане штабного офицера Варро красовалась здоровенная латка. Это что наш обычный чемодан?
В целом появление майора проходит хорошо, смешно, и главное естественно. И все-таки немного жаль, что стушевались три момента. Два из них ("поел огурцов" - "вот как" и "пребывание у вас в доме с конфликта") не производят впечатления "вот приехал нормальный человек к этим психам", а оно очень хорошо было когда-то своей обманчивостю. Так и "воздух-воздух" выглядит внезапным безумием, а не совершенно понятной фронтовой галлюцинацией на ключевое слово. Цепочка из слов "воздух" может быть плавней.
Итак, майор приехал и я почувствовал себя спокойнее.Все еще волновалась, и без любви поглядывала на домашних Маришка, но майор уже покорил всех. У Эркеня очень хорошие диалоги, но я как-то привык к тому, что слишком уж насыщенные, что превращает из на сцене в торопливую скороговорку - речь разорвана, слова бессвязны. Так вот ничего подобного. На этот раз за столом беседовали медленнее, а смотрелось легче и интереснее, чем обычно. правда возникла микропауза на одной из (не помню точно) реплике, сродни той, что возникали в беседе с почтальоном, и на хрусте гравия.Майор то и дело прибавлял по слову, по два к репликам. Агика была сексуальна, именно в унылом длинноносом варианте сексуальности, которого я добивался, планируя на роль еще Н.Заливалову. Спору нет, ресурсов еще много, но краска определенно появилась.За счет этого по-новому удалось попросить "не обращайте на меня столько внимания". Вопросов, о каком внимании речь не возникало.
Лайош тот выбрал 100% реакции зала на психологических шутках (каска, язык, неважно где, курица). И наверное это хорошо, что оба раза зритель хохочет именно над тем, как он потягивается, до конфликта. И весь конфликт, за счет искреннего радушия майора, стремящегося объяснить, как хорошо не лениться проходит на ура, за единственным исключением - нельзя ли не срывать с места ворота, вместе со всем врытым в землю забором? Именно на этой сцене зрители обменялись первыми суждениями о психической полноценности майора.
Не знаю, хорошо ли, что курицы в латке столько, что она торчит над краями даже после перекусона майора. Кажется мне также, что уж очень она батонообразная.Но все можно простить, когда получается аттракцион с крышкой кастрюли.Лицо Тота надо видеть, хотя в пятницу оно и было самым выразительным: "я чего-то не понимаю, что происходит в мире?".Отношение к коробочкам следует не из фраз, а из всего поведения.Чувствуется, что Тоту они и раншьше не нравились.
Сложили коробочку быстро и удачно. Но почему-то так и не смяли. Еще раз повторяю, задушил котенка, расплющил. Тогда Агика сможет эту расплющенку нежно и грустно поднять на руки. Видимо в том же русле не стоит слишком кричать на Тота при оскорблении ослом.Спокойная улыбка фронтовика, лучшее выражение сжигающего душу гнева.
Зато хороша (не помню, чтобы мы специально ее делали) оппозиция майора и Тота, когда они сходятся у крыльца, и видно, что Тот мало того, что может с лица земли стереть этого фронтовика, но и не прочь бы это сделать.
В самых лучших случаях зритель смеется и на "соколе родины", и на последующем "господи иисусе" Маришки, в эти выходные иисус смеха не вызывал. Возможно потому, что не достаточно точно был заявлен Агиками ранее, или потому, что общая интонация девчонок шла на убыль, не требуя внимания к деталям.И все-таки не так, как на репитициях получаются реплики, демонстрирующие родительско-супружескую тупость (воспитательные - ты не смеешь так разговаривать, не утомляй отца, и вам надо помириться). Это ведь препарированное состояние - говорю не то, что думаю, но зато то, что правильно.
Замечательно синхронны были улыбки девчонки и майора - она влюбилась в него, он влюбился в коробочки.
Почтальон и Дюла аккуратно переставили местами по одной фразе в своих монологах. Но это было совершенно неважно, поскольку они откровенно наслаждались пониманием играемого материала, и импровизировали так, как будто не забывали текст еще накануне. Юри непринужденно болтал со зрителями и солдатиком, и срывал смех непредсказуемой строгостью. Единственно что вместо того, чтобы сказать железный человек дважды, или хоть раз, как на репетиции, он дважды назвал Тота просто "железным" отчего я вспомнил о дровосеках.Дюла на ходу сообразил, как важна в дальнейшем белочка, и рассказал о ней вне очереди, что отлично подошло к разорванности изложения фронтового письма, хотя формально и было накладкой.А главное - он пробежал, без выстроенных остановок (а осветители без всякого труда ловили его светом) перед авансценой, и при этом умудрился сыграть то, о чем мы всегда мечтали - он смотрит на едва заметную Маришку, она на него.И отчаянно попросил, чтобы не забывали развлекать майора.Сильно сократил упоминание о ночном времени, и так-таки не освоил формулу "вполне удовлетворить". И - надо же! - остаток музыки очень пригодился, сделав переход на картину совсем мягким. Воистину - в удачных спектаклях нет накладок, есть вариации.
А вот зевать надобно дольше. мне кажется, что незнающий сюжета зритель вполне мог не понять, с чего завелся майор в этот раз. Автор писал ярко и зримо "Тот зевнул так широко, как будто хотел продемонстрировать гостю свои гланды".Вот он зевнул, убедился, что зритель это тоже заметил. А майору не следует спешить с расстройством. Это же не расстройство, а катастрофа - я думал всем нравится, а оказывается меня держат за психа.И "ну вот" должно звучать, как "все пропало", а не как "так я и знал".Да и вообще энергетика спала. А ведь здесь дамы чувствуют себя как в финале, с тем исключением, что всеми силами стараются не обидеть гостя. Парадокс в том, что когда они перестают стараться, он перестает обижаться.Впрочем это допустимо при том приступе безумия, который обрушился на них тут же. В отличии от воскресенья, где психопат просто издевался, здесь им как бы двигал некий издевательский бес, что и вылилось во внезапное "воздух", обрушившее хохот зала. Дальше смех не смолкал и на "оставаться здесь". "Из-за коробочек..." стонали смеющиеся - "ну точно". Может быть есть смысл еще подработать "Всем спокойных снов", искренность и радушие Хозяина.
Патриотические зрители больше не возникали, когда полетели бомбардировщики. Опять, как много лет назад я подумал, глядя на обнявшихся Тотов о своих бабушке и дедушке по отцовской линии (10 лет с правом переписки), и о том, была ли жена у Люберецкого.
Да и антракты были вполне приемлемые по продолжительности. Зритель за редким исключением не уходил.

Второе действие.
Монолог Маришки получается удачным часто. А вот последующая беседа с Лайошем особенно в воскресном варианте была намного уместнее, чем обычно, за счет диалоговости. Судя по всему естественно звучащий диалог это некий баланс, когда речь во-первых не распадается на куски, а во вторых воспринимается во всей полноте - так и получилось. За счет этого все с удовольствием слушали про мясника. Но все-таки самое эффектное "он не отвлечется" звучит, когда Агика перед этим пробегает. Тогда родителям и зрителюесть за чем повернуть носы еще до реплики. Правда немного потерял в яркости могильный холмик "у нас дочка умница, Лайош".Но во всяком случае темп уже к выходу майора оказался набран достаточный, чтобы его теоретические выкладки превратились в сольный номер - что и требуется.Безумие в разгаре не должно быть страшным (см. выше). На страшность у нас отведена 8 картина. А здесь солнце светит и бабочки летают.В одном случае был достигнут эффект, когда на реплике "и русские" зритель тихонько выстрелил в майора из воображаемого пистолета. Конечно чувство юмора поколения может вызывать тревогу, но такая оценка негодяйского образа в любом случае высока (вспомните классического Дениску Кораблева, палящего из пугача по белым офицерам на экране киношки). Агика-женя не только показала "сердечко", но и произнесла. Пожалуй это дублирование лишнее, Агги, фишка в том, что шутка для тех зрителей, которые на тебя посмотрели. Агика-Алена отнеслась к французам хладнокровно, непонятно, чего так трясется мама.Оба раза майор берет на ладонь коробочку, говоря, что мы мало замечаем в жизни. Так не ставилось, однако опыт показывает, что зритель все равно просекает, что именно восхищает майора в жизни.Только в одном (не могу вспомнить день)спектакле идеальна по логике была реплика про бабочку: бабочка, это отвратительно - потому что крылышки, это отвратительно - потому что (жест) у бомбардировщиков крылышки, и это отвратительно! В последующей за этим веселой суетне с изобретением резалки в субботу текст пошел на фиг. Темпа это не уронило, но удивительно - сколько же нужно репетиций к семи прошедшим годам, чтобы не наступать друг на друга, и не молчать, в ожидании, когда добрый майор повторно задаст один из неожиданных вопросов? Так или иначе настроение у всех было немножко нервозное, и клуц так никто и не сказал, а тотика заменили тоточкой, хотя по-моему градация идиотизма Эркенем выстроена верно. Зато единение взрослого психопата с трудным подростком прошло на ура, с уместной в данном случае односторонне сексуальной составляющей. Думаю, зритель успел понять и судьбу белочки.
Грузовичок прошел удачно в обоих случаях, хотя следует отметить, что Саша Цинкевич увереннее обращается с абсурдным текстом и куревом, видимо в силу колоссального опыта. У Саши здорово загораются спички,и главное, он с легкостью воспроизводит картинку змеи, глотающей самое себя. Это было первое, о чем заговорили со мной зрители после воскресного спектакля. Повторю подробно: "Есть ли сила, СПОСОБНАЯ ЗАСТАВИТЬ человека проглотить свою человеческую сущность, всю до крохи?". Вопрос касается не слабости человека, а силы сторонней равнодушной воли, того, о чем автор и ведет разговор в пьесе.Кроме того уходить из грузовика следует так, как это делает толкач - прямо, торжественно, не сутулясь, строевым шагом на тот свет. Папаша Юри так ходить не умеет и не должен, а вот венгерские офицеры обязаны.
В этих спектаклях, зрителям должна была запомниться бабушка Шкультетты, а в воскресном ее уши можно сказать проявились во всей красе. Соревнование по реву выиграла Алена (трюк продуман тщательно), надеюсь она разрешит опубликовать точный текст своего хнык-верещания. Плач агики в субботу был ярок, но грустноват, и забирал на себя внимание с Тота. По необъяснимым причинам оба раза финальное падение ножа не разрезает пять слоев картона, однако в одном случае вызвало падение коробочки на землю.Кстати еще в субботу начавшаяся экспансия коробочек получила замечательное развитие в воскресенье.Сначала Агика показала экземпляр профессору: "Видите чего у нас творится?" ("Бывает", - тоже взглядом ответил проф.Берман). На следующий день коробочки поползли. На них садились герои, в отупении, отлепляли от подошв, жаль, что не выуживали из кадушки. В повести, между прочим, штабелями коробочек был заполнен двор, и в них герои плутали, как в лесу.
На репетициях я было порадовался, что вместо "мешки под глазами" (почечный симптом) майор сказал "круги" (сердечный, так у автора). На спектаклях это не проявилось, Тот остался почечником.Напротив, фраза "человек, каких поискать" была произнесена на спектакле верно (на репетиции "каких ЕЩЕ поискать"). На будущее хочется попробовать "ВОТ!!!" не кричать, а восклицать - произносить громко, но не яростно, а скорее одухотворенно.Вновь мы осознали, как важно, чтобы эти полминуты четырехсполовинойвольтная лампочка горела.Не даром же человек с сиянием во рту это фотка, одна из визитных карточек нашего спектакля.
Отрепетированные световые переходы сняли добрую часть неясностей на бестекстовых кусках, в частности на утоплении фонарика.Стало вновь очевидно, что спектакль красив и хорошо продуман, не только актерски и декорационно, но и светово.Это впрямую связано с тем, что репетиции дали возможность сделать полный прогон, при этом останавливаясь на технически сложных моментах, и правя их по смыслу, внося минимальные, но принципиально важные коррективы по продолжительности и последовательности. А это, в свою очередь - заслуга помрежа, добившегося заблаговременной установки света и декораций, лиц, осуществивших эти установки, и еще раз осветителей, проведших три (!) осмысленные репетиции.
Почтальон обрушился в темноте на ступеньки, что показывает необходимость отработки действий в темноте. Но зато последнее письмо дюлы в обоих случаях стоило отдельного маленького спектакля. Все четыре актера уже совершенно спокойные по случаю последнего выхода, где можно забыть текст играли вольно, и экспериментировали в свое удовольствие. Трудно отдать кому-либо предпочтение. Тейбер убрал речевые дефекты у Юри, что вызывало сомнение на репетиции, а тут сработало, как классный эффект, просто и понятно заявило - юри нормальный. Андрей был действительно потусторонним, даже изменение ударения в имени белочки звучало искажением трансляции слов с того света, а смысл загадки о белочке и змее казался не алогичным, а призрачно ускользающим. Эрик вроде впервые за спектакль потянул одеяла общением с четырьмя рядами зрительного зала. Но - редкий случай - Юри имел право на одеяло, имел право сесть ко всем спиной на первый ряд, имел право не гнать темп, и все за счет того, что был неожиданно добрым, к Дюле, да и ко всем. Но все-таки Цинкевич пожалуй выложился полнее всех. Раньше, когда мне требовалось рассказать о спектакле за 10 секунд я показывал фотку Дюлы под лампой. Теперь я пожалуй рискнул показать бы 10 секунд живой игры Цинкевича, чтобы туда попало "она была ры-ыжая" и "...и о змее".
Седьмая.
Это, если кто не помнит, наша ключевая картина. Предполагается, что если темпа, юмора, смысла, и энергии не набрано на предыдущих, тут в бой бросаются два резервных полка - священник и профессор, и все в спектакле исправляют.В прошедших спектаклях исправления не требовались. И тем не менее, седьмая, как и положено, блеснула множеством граней.
Прежде всего долгая практика привела к успеху отношений майора с Агикой. Максимум чего мы достигали раньше, это атмосферы порочности. Здесь порочность не только была, но, как один из краеугольных камней человеческого сообщества - подверглась сногсшибательному ироническому переосмыслению. Талантливо, на грани фола жестикулировал майор в субботу при демонстрации длины юбки. "Ну ты что не видишь, что не до того сейчас?". В воскресном спектакле, грань фола была пересечена, жест получился шокирующим, и зритель усмехался по инерции, видимо решив, что это картина "во все тяжкие".Плачущих агик было столько, сколько нужно, другой вопрос, что тему "мамочки" - "мамочка" можно еще проработать.Зрителю нравится побежка майора, с активностью кистей рук, хотя почему-то она раздражает меня.Наконец Маришка виртуозно отдавала внимание зала всякий раз когда оно требовалось другому персонажу. Никогда такого раньше в этой сцене не бывало.
Священники... Я опасался Эрика, хотя и отлично помнил, почему распределял его на эту роль изначально. Я думал, что будет этакий аскет, моложавый и мрачный, романского типа, Феличе Риварес, так и не поссорившийся с Монтанелли. Уже на репетициях я понял, что Эрик не хочет возвращаться к планам 2000 года.И вот он в рясе. Я понимаю, что это сутана, но помилуйте, с рыжей бородой, с волосами на плечах и, прости меня господи - выглядящий полным! Ассоциации с православием я в конце концов понял. Есть у Чехова такой рассказ, где к какому-то интеллигенту является за деньгами сельский поп.Интеллигент (как и мы с эриком) церковников не жалует, а попрошаек тем паче. И в процессе рассказа, ненароком выясняется, как этот батюшка (тридцати годков), живет.И мы вместе с героем-интеллигентом приходим в ужас от - так сказать - условий работы (средних между заведованием сельским клубом и сержантством в стройбате). Вот так и Эрик. Я просил смешного священника, он и был смешной, но по чеховски, сквозь слезы.В этом контексте совсем иначе прозвучала "Нация"! - это стал очень-очень-унтер-фюрер, которому надо сагитировать одного единственного шуцмана, да и тот в сортире.Так же неумело (не у Эрика, а у священника) получилось и соблазнение Маришки.Поцелуй был обречен, и вдруг священник бухнулся на колени, неожиданно и ожиданно одновременно. Точно так же падал искушенный дьяволом святоша в известной карикатуре Х.Бидструпа. Признайся, Эр, ориентировался?
На следующий день пришел почти невиданный на репетициях Стрелков.Ну казалось бы чем удивит? И однако, когда он вышел, я так и ахнул. Скуластое лицо, особенная стать. Настоящий католик, настоящий стоик, пять лет практики в Ватикане. И, как не удивительно весь рисунок перемещений, во взаимной борьбе выработанный нами с эриком, оказался идентичен естественно сыгранному рисунку Стрелкова. Порой медлил, особенно до исповеди, зато потом поборолся за дверь с Тотом. Если в Эрике-священнике чувствовался режиссер, то Стрелков с удивительным тактом осуществил педагогическую редактуру.Ремесленник-педагог повыбрасывал бы двусмысленные шутки, и гордился бы.Педагог-художник подает их двухуровнево.Чтобы понять должную степень похабности, нужно обладать соответствующим жизненным опытом.Вот бы в СМИ такой контроль нравственности, жить бы можно было.
Профессора.
Именно о Бермане, я говорю в первую очередь, как о Незнакомом Персонаже.Такого профессора мы не видали, а оказывается вот он какой этот Циприани. не божья коровка, а бабочка - нестарый, но отнюдь и не студент, не армянин, но и не ариец, не сумасшедший, но и не нормальный. Черт возьми, да это же настоящий интеллигент!его энергия сравнима с энергией сумасшедшего двадцатого века. Но он очень хорошо ее распределяет. Не агитирует за битву с большевиками, не таскает тяжести, чтобы вырастить сына и послать его на войну, не бодрствует ночами, загоняя окружающих в коробочковый концлагерь.Поэтому у него хватает сил на безумный танец, в процессе которого можно даже дать спасительный сигнал Тоту.И если Маришка надеется, что ее, здоровенную он щупленький не утащит, он готов и на реслинговый перехват (отличное усовершенствование танца, Анна Ибрагимовна).Всегда бывший у нас неуязвимым для политических репрессий Джинном Циприани Бермана превратился в настоящего подпольщика. Из тех, без иронии, которыми мы все хотели быть в детстве, да не все стали.Ну а медицинская эрудиция Саши теперь просто не вызывает сомнений. Если бы не полная естественность медицинской напроломности при сборе анамнеза, не получилось бы классное осмысление Тотом реплики "не знаю, чего от меня все хотят", которую он произносит сквозь частокол медицинских манипуляций, уже не злясь на них, а привычно отводя руками, как одно из множества безумств этого мира."Некуда прятаться", сказал Саша Майору, как обычно говорят врачи скорой помощи, вошедшему в дом гостю, "Вот вы и сбегаете за актовегинчиком", оставляя в столбняке.
Я уж думал, грешным делом, что Тейберу на этот раз занять второе место. Но я еще не знал, какие испытания выпадут на долю благополучно отдышавшегося от папаши Юри, Мити. О самих испытаниях сказано достаточно, и - конечно - большую часть эркеневского текста в этом эпизоде немногочисленный зритель не воспринял. Но слух, это не главное.Главное, что финальный монолог, видимо в результате нервного напряжения, а возможно за счет все того же приема - там Юри убрал шепелявость, а тут профессор - бороду, финальный, говорю я, монолог, не прозвучал даже, а прозвенел!Эркень бы Митю просто расцеловал.А по уходе кто-то в зале прошипел "с бородой, это так и задумано было?". Ну да, не все в это поверили, ведь трудно сымпровизировать из накладки шедевр без единой репетиции. Но теперь обработка этого трюка (придуманного Митей года четыре назад) неизбежна. Ну и до поклонов, не знаю уж кто, полагаю все втроем - актер-гример-помреж - выдумали отыгрыш, профессор вместо поклона озабоченно пробует бороду, крепко ли держится.Те, кто это придумал, отыграли процентов восемьдесят потерянных территорий, зритель к концу спектакля был полностью сочуствующий, он еще вспоминать этот случай с удовольствием будет, еще в легенду войдет.
Надо, надо сказать, что выход папаши юри с письмом был быстрее, точнее по музыке и свету и аккуратнее в субботу, по той простой причине, что накануне репетировали. Не уверен, что Юри следует тут чесаться. Лучше когда речь про баню.
Ну и финальная картина. Как и следует, это была картина Майора и Тота. И тем не менее оба спектакля потому и разные, что финал был разный. В субботу майор был выздоровевший, как писали в советских газетах, зализавший раны бешеный пес, довольно молодой бог сведенной им с ума деревеньки.Он бродил по двору, как кукловод, и вернулся потому что ему нравится этот театр.В воскресенье же он вернулся, потому что другого пути у него не было, потому что знал, без него недостатки тота (прямохождение например) возродятся. Потому что знал, что коробочки фигня и пришел на последнюю битву за свою идею-фигню. В обоих случаях удар кулакам в стол стоил "ну-ну" майора. Но только в воскресенье зритель не смеялся, когда брандмейстер вернулся из сада один."посидим в тишине". Потому что было понятно - он не мог допустить возвращения майора после того, как пообещал жене и дочке нормальный человеческий вечер в тишине и со звездами.Говорят на возвращении Дюлы в субботу плакали зрители. Я плакал в воскресенье.Цинкевичу,как и Тейберу удалось в этом спектакле добиться давно мечтаемых интонаций, не уводящих последнюю фразу в микширование, а напротив, ставящую точку, причем не криком - смыслом.
Стоит ли повторять, что технические накладки до занавеса включительно, никакой роли в нашем спектакле не играли.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> Казанга-4 Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group