Список форумов webtut Форум Театра Юношеского Творчества
  FAQ  |  Поиск |  Пользователи |  Группы |  Регистрация 
  Данные пользователя |  Войти и проверить личные сообщения |  Вход 
Список форумов webtut

"Хеитаракумен республика" - КИНОТЕМА 5, советское
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... , 59, 60, 61  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> наше увлечение - Синематограф
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Мар 23, 2024 9:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я приложил все усилия чтобы если не полюбить, то понять трёхсерийный фильм "Остров сокровищ". Я был близок к успеху, но в итоге потерпел неудачу.

Следование книге в фильме достойно удивления. Многое, прописанное авторским текстом сыграно актёрами без слов, а там где слова важны они сохранены, например в важнейшем эпизоде "На честное слово".
И каждый раз, словно возгордившись своей дотошности, авторы фильма что-нибудь добавляют от себя. Какую-нибудь шутку, которая поразит воображение школьника книги, не читавшего, все эти:
- Чтоб тебя разорвало...
- Ты увёл Хэндса в потайное место...
- Я сам себя запер...
которые конечно запоминаются, и дают выигрыш пешки юмора, но при этом теряют фигуру мотивации персонажей. Не только Хендс или Чёрный Пёс, но и сам Джордж Мэрри существуют в фильме по принципу:
- У МЕНЯ НЕТ НИКАКОЙ КАРТЫ!!! нет-нет, не отдам!!!
совершенно рандомным образом превращаясь из хитрых в простодушных, из оптимистичных в истеричных, из добродушных в жестоких. В полной мере это касается и Сильвера-Борисова, который в оригинале-то и правда казался то добродушным, то жестоким со всей достоверностью противоречивой психологии уголовника, а в фильме переключается между этими режимами словно бы тумблером, а на самом деле - железной рукой режиссёра.

В результате, я в упор не понимаю:
- Почему Джим считает, что Сильвер самый лучший человек среди пиратов? Просто потому, что он периодически на них прикрикивает? Но ведь и слепой Пью делал точно так же, в чём разница-то?
- На что рассчитывал, набирая такую команду ладно уж Трелони, но и сам Сильвер? Это не просто толпа неумех, но и люди, очевидно незаинтересованные в проекте. Они не ХОТЯТ найти сокровища, а ждут, пока с ними ПОДЕЛЯТСЯ сокровищами.
- Зачем Сильвер плавал на корабль? Один, по немаленькой волне, на шестивёсельной шлюпке одноногий, пожилой, усталый человек гребёт, взбирается (без чьей-либо помощи) то ли по шторм-трапу, то ли по вантам, бредёт по шканцам, видит пьяных вахтенных, один из которых O'Брайен - вы подумайте - собирается поднять бунт на обратном пути и убить самого Сильвера! - да и говорит им:
- Вы, ребята, тут того - посматривайте!
вновь прыгает с борта в шлюпку и гребёт к берегу.
Вот не дописал Стивенсон этот важнейший эпизод! Не додумался!

Силы блистательной команды актёров уходят впустую. Да, они классно смотрятся в убедительных костюмах на фоне убедительных операторских планов. Будь это диафильм, всё было бы превосходно. Но сквайру, да и доктору тоже играть почти нечего, им достаются только диалоги из книги, и стояние на тех местах мизансцен, где согласно книге они стояли. Да, бесспорно по тропинке доктор идёт вооружённый до зубов. Но в книге описание того, как собирается на "прогулку" доктор вызывало к нему симпатию, потому что обозначала сочетание смелости и здравого смысла, характер. В фильме этот характер показать некогда, возможно актёр играет его по Станиславскому, но рассмотреть это нет времени.
Сквайр - который в романе после начала боевых действий почти не совершает идиотских поступков и становится ясно, что это надёжный парень, здесь просто не совершает никаких поступков, и появляется лишь в пещере, со словами "Ага, негодяи!". А мы-то почти забыли, кто это такой.
Смоллету повезло со сценарием чуть больше, но его режиссер все время заставляет быть мягким, скорее упрямым, чем сильным, и скорее занудным, чем строгим.

Всё это логически приводит к эпизоду с мухой, после которого становится ясно, что пираты это сказочные персонажи, которые все до одного погибли в жестокой схватке с реальностью. Стояли звери около двери, в них дротиками стреляли они умирали.

Единственный кому повезло, это Золотухин, которого я вообще-то не люблю, чья манера игры, а также на секунду показанная "автоматизация" (когда он верёвочками зачем-то разворачивает карту острова на дереве) бесят, но который реально соответствует неадекватному моряку-пирату, что не сошёл с ума, выжил, и пожалуй даже человеком почти стал там, где любой другой спятил бы окончательно. Вот за него я спокоен, с ним все и дальше будет по Стивенсону, как это ни грустно.

Я готов был бы поверить, что всё это результаты невероятного литературного могущества Р.Л.Стивенсона, которое не поддаётся экранизации, если бы в 1971 году не был снят отечественный фильм, где всех этих проблем нет. Есть, может быть, другие, но понятно, о чём была книга.

В данном же случае, перед нами не фильм по роману Стивенсона, а отдельное произведение, столь же отдельное, как и мультик "Киевнаучфильма" или "Планета сокровищ". Это сказка про пиратов, где пираты совершенно не опасны, а вызывают лишь тревогу, как вызывала бы её банда домовых или толпа гвардейцев кардинала, которым всё равно суждено упасть в реку. И думаю я, что наряду с "Мушкетёрами", это явилось неожиданным и даже художественным влиянием... цензуры на телевидении, которая, вероятно, была строже цензуры в кинотеатрах. Очень много сил авторов фильма ушло на то, чтобы не дай бог в кадре Джим Гокинс не застрелил кого-нибудь, какой пример подаст он октябрятам? В результате Пью умирает сорвавшись на мягкий песок с трёхметровой дюны, Джордж Мэрри ловит пулю от Сильвера, а Хендс и правда умирает от страха. Кровь не течёт из руки Билли Бонса, а вот разорвать Эндерсона бочкой с порохом это ничего, это можно, потому что всё в дыму и ничего не видно.

Помните, в "Пиратах Карибского моря" был такой безмолвный пират подрывник, которого то и дело разносит в куски, а он снова появляется? Здесь те же правила игры, "возрастной рейтинг" так сказать. Всё понарошку. Черт его знает, может поэтому весь фильм упорно не склоняют имя Бена Ганна, говоря "Бенгану, Бенгана, Бенганом" и т.д. Дети же так говорят
- Донкихота
- Конандояля
- Жанклодвандамма

Я даже не знаю, как быть. Я ведь не спорю с тем, что "Приключения Гулливера", советские дети узнавали в пересказе для младших школьников, и - наверное - не очень много теряли о того, что не видели, как он тушит пожар в королевском дворце. Я не спорю с тем, что и "Робинзона Крузо" гораздо проще читать в детском пересказе, не потому что непривычно, а потому что идея романа была понятна советскому школьнику изначально. "Айвего" целиком я смог прочитать только будучи взрослым, а фильм прекрасен, хотя и нет там Ребекки.

Может быть и здесь та же история. Ведь всё-таки Смоллет говорит в финале про Джима "Будет моряком", и стало быть тема возмужания должна работать со зрителем, которому не повезло ознакомится с книгой раньше.

И всё же.
"Остров сокровищ" - маленькое, лаконичное, очень структурированное произведение уже в оригинале. Это один из самых маленьких романов, а это, поверьте не признак лени писателя, а признак огромного его мастерства. Он допускает трактовки. Но не требует адаптации для детей, как. не требует её, например, "Собака Баскервилей" или "Капитанская дочка".

Нельзя же, пообещав ребёнку поездку на американских горках, везти его на экскурсию в посёлок Горки и рассказывать там о коренных жителях Америки.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum


Последний раз редактировалось: НекрЫсь (Вт Апр 16, 2024 3:51 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Апр 13, 2024 12:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Какое-то сценарное безумие творится в киноленте 1983 года "Шёл четвёртый год войны", снятом по неизвестной мне книге "Тайны глухого леса". Это не "военное кино", а "приключенческий фильм о войне, снятый для детей и по детской, судя по всему книжке. И, судя по всему, книгу сочли настолько кинематографичной, что решили не заморачиваться.

Вот, например приходит единственный выживший из разведгруппы к полковнику, который его послал в разведку. Группа погибла. О чём они говорят:
- Давай, рассказывай.
- Да чего уж рассказывать?
- А ты всё-таки расскажи.
- Мы погубили себя сами. У немцев была такая машина, которая запеленговала наш передатчик.
- А покажешь на карте? Ну иди.

В книге, если такие реплики написаны в виде отрывков диалога, это означает, что разведчик конечно же сообщил о месте, причинах, обстоятельствах гибели группы, погоревал о товарищах, и в конце разговора указал важную деталь и дал ориентир на карте и эти последние реплики нам приводят дословно. В фильме диалог производит впечатление беседы двух телепатов, которые уж если показали что на карте, ни за что не скажут вслух - что? Место гибели группы? Маршрут проезда машины-пеленгатора? Кривую берёзу у брода?

И если вы думаете, что дальше пойдёт экшн и станет легче, так ведь не станет. Вот новая группа разведчиков, прикидывается немцами, чтобы реквизировать в деревне две телеги у полицаев. Хладнокровно обманывают полицаев, и проходивший мимо немецкий сапёрный батальон и вдруг решают, что полицаев "надо обезвредить". Но как это сделать, если полицаев целых трое, а разведчиков всего шестеро? Нужно долго ехать с ними на телегах, пока на дороге не повстречается засада из ещё шестерых наших бойцов. Тут нужно перестать говорить по-немецки, и по-русски приказать разведчикам в советской форме, задержать полицаев. И пока вся эта толпа разведчиков задерживает полицаев, главный полицай выхватывает из за пазухи кривой нож и... наносит тяжёлое ранение главному разведчику, одетому в офицерскую немецкую форму, очень редкую, с трудом добытую, необходимую для выполнения миссии.

Единственное объяснение этого самоубийственного поступка главного полицая в том, что он просчитал всю ситуацию, и понял, что выводя из строя главного разведчика, он срывает задуманную операцию. Гада тут же убивают.

Как вы думаете, что делает главный разведчик? Который попёрся в это роковое путешествие вместо того, чтобы просто отобрать телеги, а потом, имея под командой двенадцать штыков, позволил себя зарезать ножом?

Разведчик не падает! Он держится на ногах, стонет и зовёт к себе любимую женщину! Которая тоже в офицерской немецкой форме, и беременна от него.
И разведчик произносит речь, в которой... передаёт командование отрядом любимой женщине! Иди, дорогая, выполняй задание! Враги, правда, уже знают, что ты русская радистка, переодетая в немецкую гестаповку, но... Они-то не знают, что ты знаешь, так что "играй с ними!"!
Ну хорошо, может быть он после этого блестяще сымпровизированного плана упадёт и умрёт? Нет! Он подзывает к себе разведчика, который должен возвращаться к своим. И, опираясь на его плечо... Идёт к своим! По лесу пешком.

Любимая, беременная, только что ставшая командиром диверсионной группы женщина смотрит ему вслед и шепчет...
- Он умрёт!
Да конечно он может умереть, если никто из вас даже не попытался его перевязать! Он так и ушёл к своим одетый в сверхценную трофейную форму немецкого офицера, и с дырой в груди. Такое ощущение, что это не война, а альпинистское восхождение, где руководитель группы вывихнул ногу и лезть на гору не может, и его спускают в базовый лагерь, а оставшаяся группа продолжает ставить рекорд.

Подозреваю, что в книге этот слитный диалог был разбит на отдельные реплики, произнесённые с интервалом хотя бы в несколько минут, куда умещались и перевязка, и оценка тяжести ранения, и более подробные планы и обсуждения дальнейших действий. Пусть не прописанные автором, но подразумевающиеся. И там, в книге, группа опытных разведчиков не выглядят поросёнками-пятачками, которых вдруг повёл к Северному полюсу уже не Кристофер-Робин и даже не Винни-Пух, а Кенга, с кенгурёнком под мышкой (я имею в виду кошку Дашеньку, которую здешняя радистка Кэт тоже собиралась взять с собой на задание).

На фоне всего сказанного, даже не приходится допытываться, а где, собственно происходит всё это на четвёртом году войны. Четвёртый год это тот самый август сорок четвёртого, когда наступали уже в районе Лиды, то есть где-то между Литвой и Белоруссией. Почему тут так все удивляются машине-пеленгатору, когда они у нас самих десятками по тылам ездят? Откуда здесь полицаи со среднерусским выговором, спокойно пьющие самогон, словно впереди ещё годы оккупации.

И самый главный вопрос, если в Глухом лесу (у самой линии фронта) есть некая "особая зона у немцев", и через этот лес завтра предполагается наступать, то в чём проблема? Надо непременно наступать и узнать, что это за зона, не так ли? Вряд ли в особой зоне выкопана большая яма с кольями, куда упадут все наши танки? Скорее всего там какое-то секретное производство, или бункер Гитлера или что-то ещё, незаметное на аэрофотоснимках (вот они лежат), но это всё гораздо легче обнаружить разведкой боем, чем спешным переодеванием в немецкую форму плачущей беременной женщины.

- С этого момента разговариваем только по-немецки, поняли?
- Яволь!
- Яволь!
- А единственная задача наша - любой ценой проникнуть в закрытую зону и действовать там по обстановке! Ясно?
- Ясно!
- Ясно!

Это какой-то "Момент истины" для самых маленьких. Только из уважения к хорошим актерам, снявшимся там, я их не перечисляю.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum


Последний раз редактировалось: НекрЫсь (Пт Июл 05, 2024 9:17 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Апр 16, 2024 3:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

НекрЫсь писал(а):
И самый главный вопрос, если в Глухом лесу (у самой линии фронта) есть некая "особая зона у немцев", и через этот лес завтра предполагается наступать, то в чём проблема? Надо непременно наступать и узнать, что это за зона, не так ли? Вряд ли в особой зоне выкопана большая яма с кольями, куда упадут все наши танки? Скорее всего там какое-то секретное производство, или бункер Гитлера или что-то ещё, незаметное на аэрофотоснимках (вот они лежат), но это всё гораздо легче обнаружить разведкой боем, чем спешным переодеванием в немецкую форму ...


Но таки нет! Там оказалась волчья яма! Точнее сказать, там оказалась роковая ловушка для наших танков, заключающаяся в том, что лес затопят во время наступления. И данные об этом можно было получить исключительно заехав в секретную зону на грузовике-пеленгаторе. Немцы "хотели взорвать искусственные дамбы в квадратах таких-то".

Кто может мне объяснить, что это за искусственные дамбы, сдерживающие массу воды, необходимую для затопления леса, незаметные на аэрофотоснимках, но заметные если надавать пощёчин немецкому генералу? На каком они водоёме? Или туда ведёрками воду натаскали?

То есть, если я правильно понимаю, немцы огородили шлагбаумами участок леса, и всем говорили, что там запретная зона специально, чтобы туда во время наступления поехали, посмотреть, что это за секретная зона, а там как раз ничего нет а кругом стоят дамбы.

Начался фильм с того, что "нам надо наступать через этот лес, а мы не знаем, что в этом лесу, как же нам наступать-то", а закончился тем, что "нам нельзя наступать через этот лес, так что не будем мы через него наступать".

И нет - не в том дело, что сценарист бездумно пощёлкал ножницами по книжному тексту. Сценарий сочинял сам автор повести.

Трудно не согласиться с обозревателем газеты "Правда" за 1984 год:

Цитата:
фильм сценариста А. Беляева и режиссера Г. Николаенко рассказывает о приключениях группы наших разведчиков, переодетых в эсэсовскую форму, в оккупированных фашистами лесах. Задача, стоящая перед разведчиками, окутана тайной, которая так и осталась не вполне понятной: каким образом оккупанты намеревались затопить огромную лесную территорию, как рассчитывали заманить туда наши части, что предпринимали традиционные формы разведки. Неясность этих обстоятельств превращает фильм в цепь самодовлеющих приключений, причем доверчивость солдат и офицеров противника часто кажется неестественной. Главная героиня, военная переводчица, затянутая в отлично пригнанный фашистский мундир, в тонких нейлоновых чулках, с искусно подгримированными ресницами больше похожа на популярную актрису, чем на фронтовичку.


Это тот редкий случай, когда в "Правде" написали правду.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Июн 15, 2024 3:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лев Толстой, в ответ на вопрос внука, будет ли интересна "Война и мир" писал(а):
-Нет! Это будет очень большая и скучная книга, и тебе зададут её читать на лето!


Как давно и собирался, я просмотрел советский шестисерийный телевизионный фильм "И это всё о нём" по сценарию Виля Липатова, прославившегося также книгами и фильмами о милиционере Аниськине - "деревенском детективе". Создание образа Аниськина (глубоко мне, как оказалось, несимпатичного) - неоспоримо хотя бы в том, что фамилия стала нарицательной, а персонаж, причем молодой и городской до сих пор встречается на страницах развлекательной прессы, что - знаете ли, огромное творческое счастье.

История же с длинным названием, которую проще назвать "Дело Столетова", хотя и висела у меня на ушах с детства, в силу своей величины (не знаю, велик ли роман, но радиоспектакль занял 4, а фильм 6 серий, то есть оказался по статусу выше, чем "Место встречи" (!!!)) всю жизнь казалась мне туманной. Я помнил, что славного парня Столетова, погубил не уголовник Заварзин, а вроде бы замаскированный под советского бригадира Пётр Петрович Гасилов, со своей отвратительной "гасиловщиной", это я помнил. Но как, почему и за что, уловить никогда не мог. Может быть я один такой?

Помимо прочего, как я только что покаялся, я путал Липатова с Лихановым приписывая каждому из них заслуги другого. Как выяснилось, это нехорошо.

Так вот теперь, просмотрев эти бесконечные шесть серий, я констатирую, что во-первых как произведение это ничуть не лучше Аниськина, да ещё и без Аниьськина. И во-вторых, даже после ознакомления, не становится понятно, как, почему и за что. То есть, как отвечал на эти вопросы автор, понятно. Но настолько неубедительно, что можно сказать - ответов этих нет.

Если бы можно было делить детективы по политической принадлежности, то, как и всё послевоенное советское искусство, их можно было бы поделить на "правые" (ратующие за сталинизм, за сильное государство, против интелигентщины и западного влияния) и, условно говоря, "левые" (где нет конечно никакого бунта, но причины преступлений видятся не в происках запада и не в пережитках царизма, а в человеческой природе, и порой высказываются мысли о том, что демократия и свобода это не так уж плохо). Эти влияния никогда не делили детективщиков на два полноценных лагеря, как это бывало в "толстых журналах". Тот же Адамов всю жизнь хваливший армию и недолюбливающей театральную тусовку, был всё-таки автором "Юности" и Сталина явно не любил. Ну а такие примеры, как "Сержант милиции" или "Любовь и ненависть" Шевцова, где стиляги и интеллигенты выглядят откровенными бесами, и буквально наматывают кишки родственников на люстры, это всё-таки не совсем детективы, а скорее неумелая публицистика.

Так вот, произведения Виля Липатова, это тоже неумелая публицистика, а не детективы. Но немного с другим, я сказал бы, ещё более диким, хотя, пожалуй и менее опасным наполнением.

Когда Шевцов или Кочетов сочиняли книги о том, что правильный житель Нашей Страны должен вытирать нос рукавом, а кто вытирает платком - ничтожество гейропейское, их посыл был понятен, он понятен и сегодня без перевода. Говоря кратко - это взгляд на мир, предусматривающий образ врага, как отправную точку. Есть враг, значит есть с кем бороться, значит смысл жизни можно увидеть в том, чтобы примкнуть к сильному, сплотиться, и одерживать победы над представителями своего же вида. В такой точке зрения много биологической рациональности, но не предусмотрена свобода, творчество и т.д.

Этой точке зрения традиционно противостоит другая - о ценности личности, личной свободы, о том, что счастье в том, чтобы хотеть и достигать своих желаний. Сторонники этой точки зрения обычно не маскируют детективы под публицистику доказывающую её (а если маскируют, то получается у них так же плохо).

Так вот Альберт Лиханов тоже постарался воспользоваться детективом как средством продвинуть идею. И идея эта тоже укаывает на врага, но как-то странно. Если главные герои погромных памфлетов Шевцова в общем-то черносотенцы и даже, в какой-то мере Мишки Квакины, которых от слов "нэцке" или "экзистенциальность" должно немедленно вытошнить, то у Виля Липатова мы попадаем в мир подросших и совершенно озверевших Миши Полякова, да пожалуй и Сани Григорьева.

Давайте я кратко изложу сюжет шести серий "И это всё о нём". Это оказалось совсем не так трудно, как казалось все эти годы.
Молодой, прекрасный, горячий юноша пришёл на производство. Заметил там хищения социалистической собственности. Был доведён до самоубийства, однако некоторое время всем казалось, что это убийство, потому что одному из соучастников было так стыдно, что он хотел взять вину на себя.

Всё. Это простой, и вполне жизнеспособный сюжет, конечно не на шесть серий, а на одну. Попробуйте так же, в одном абзаце описать, скажем "Место встречи", вы либо запутаетесь, либо упустите важные подробности.

Но при просмотре "Места встречи" зритель не путается, а внимательно следит за сюжетом. При просмотре же "И это всё о нём", мне даже трудно представить человека (что сейчас, что тогда), который внимательно и с интересом просмотрит все шесть серий, да ещё и сделает нужные автору выводы.

И это при колоссальном по силе актёрском составе. Славного парня играет Косталевский, сыщика-Аниськина - Е.Леонов, главного антагониста - Марков, главного подозреваемого Виторган, роковую красотку - Удовиченко, и даже на малюсенькой роли распутного жлоба-бабника инженера - находится Альберт Филозов!!!

И, пожалуй, каждый из них делает что может. Но что может сделать, например Евгений Леонов, когда он - видимо для большего реализма - то и дело молча идёт по улицам села, а из за забора ему поют частушки

Мой милёнок - бюрократ...

И по каждой части фразы, выдененной жирным шрифтом возникают не вопросы даже, а просто категорические возражения

Молодой, прекрасный, горячий юноша - но Косталевскому столько же лет, сколько в "Гараже"! И невозможно поверить, что этот уверенный в себе, тридцатилетний "сын Милосердова" убивается оттого, что "в школе выучил цикл Карно, но сальдо от бульдо не отличаю", вместо того, чтобы взять в библиотеке учебник и за две ночи освоить эту премудрость. Это не он комплексует. Это Виль Липатов комплексует.

Заметил там хищения социалистической собственности - но хищений нет! Вся соль замысла о "гасиловщине" в том, что хищений-то нет, но если каждый сотрудник производства не горит комсомольским задором двадцатых, то государство всё равно теряет производительность труда. А если кто-то, допустим работает с прохладцей и получает при этом зарплату, значит он вор, потому что зарплата-то у нас всегда даётся, как за полную самоотдачу.
Теоретически эта мысль радикальна, но рациональна. Действительно если по каким-то причинам все дружно работают на износ, а кто-то один - нет, он "объедает" остальных. Если команда затонувшей подлодки голыми руками выгребает наверх, а один лежит на койке - он пожалуй преступник. Если на тютовской премьере, все делают декорации, а кто-то приходит только играть, это неправильно.
Можно было бы сделать на этом сюжет, я бы сказал фентезийный, потому что и в семидесятые, и сейчас, и когда угодно невозможно представить себе лесосеку, где всё настолько хорошо, что работа с прохладцей начинает приносить собственный экономический ущерб. Для того, чтобы говорить о "гасиловщине", нужно сначала удостовериться, что в коллективе никто не пьёт, не ревнует, не страдает от плохих жилищных условий, не совершает вооружённых ограблений, тайных хищений, мелких краж, не совершает приписок и подлогов, не болеет, не мучается кризисом среднего и подросткового возраста, не погрузился в семейные заботы, не изменяет жене. И кроме того, должна быть показана какай-то невероятная, как по организации, так и по результатам работа, которую жаль загубить гасиловщиной.
Можно ли такое сочинить? В принципе - можно. Таковы например миры Ефремова, таков коллектив подлодки "Пионер" в романе Гр. Адамова. Вот там действительно даже тень мещанства, себялюбия, наплевательства на коллектив вызывает у читателя неприятие, причём без специальных подсказок и следствия на шесть серий.
Но у Виля Липатова нет такой работы и в помине. Посёлок, где происходит дело конечно выглядит благополучненько, в избушках там уютно, как в городских квартирах, а на новогоднем вечере поёт под гитару Дед Мороз в бороде. Но что они там такое делают показано раза три-четыре - они тракторами валят сосны, а потом достают их из воды крючьями. И необходимость в том, чтобы сосен этих стало в три раза больше неочевидна.
В описанных условиях хищения соцсобственности не видно. Видно лишь раздражение Виля Липатова по поводу того, что интеллигентный бригадир имеет наглость смотреть по вечерам в телескоп. А мог бы, в это время, в темноте лес валить!

Был доведён до самоубийства, - да не был он доведён! Автор сам чувствует, что получилось как-то не очень, и до последнего оговаривается, что может погибший просто прыгнул под откос "к Кривой Берёзе", чтобы прямо вот так, как снег на голову, свалиться на проклятого инженера Петухова, соблазняющего там его, погибшего, невесту. Но и до этого его довел проклятый мастер Гасилов, тонко, безошибочно и убийственно точно.
И если вас смущает, что нет статьи "за доведение до необдуманной глупости", так аниськиноподобный следователь в исполнении бедного гениального Леонова, будет вынужден вам сказать меногообещающе:
- В нашем кодексе нет пока статьи, наказывающей за мещанство...
Уловили, да? ПОКА. Дайте срок и там появится и статья за мещанство, и статья за прыжки у Кривой берёзы, и статья за дискредитацию работников парикмахерских и вытрезвителей. Вот оскорбили чувства Виля Липатова морские свинки у вас дома, и он тут же придумает персонажей "из двадцатых годов", да не одного, а дюжину - тут и дедушка Столетов, и слепой учитель "у которого был отец", и парторг "у которого был ещё один отец", и они хором скажут, что "вас мало посадить, надо расстрелять", потому что морские свинки это "омещанивание, отход от борьбы и перерожденчество". После чего автор конечно оговорится, что нынче иное время, но маузер из руки не выпустит.
Это ведь не мой сарказм, это цитаты.

- однако некоторое время всем казалось, что это убийство, потому что одному из соучастников было так стыдно, что он хотел взять вину на себя. - и становится этот потрясающий поворот очевиден если не до титров первой серии, то уж в середине третьей - точно. Если Маркову ещё удаётся как-то созранять интригу - хорош он или плох (это такой местный Николай Григорьевич Татаринов, который даже будучи разоблачённым, кажется, верит в собственную правду), то бедному Виторгану, после того, как он жуя спичку хорошо изобразил уголовника отступать некуда. Каждое проявление человеческих эмоций прямо обозначает - его герой ни в чём ни виноват, никого не убивал и убить уже не мог, потому что погибший Столетов, своим колоссальным комсомольским задором влюбил в себя всю вселенную, за исключением той дурищи, которая под гнётом отцовской власти пошла на свидание с инженером Петуховым.

Что же касается всей любовной, а заодно и "общекультурной" части фильма, то тут остаётся лишь руками развести. Главный герой - следователь - постоянно сыплет какими-то фактами искусства из рабочего блокнота Виля Липатова. То он картину с Петром Первым видел. То он Спенсера читал. То Бабеля просит найти ему в библиотеке, то медный умывальник. И не просто так, это он так расследует. Например, возьмёт книжку Бабеля, которую читал погибший, прочитает оттуда вслух абзац, и делает вывод, что не мог быть плохим человеком... нет, не Бабель, а любой, кто взял эту книжку в библиотеке. И это уже факт, на котором строится железная логика расследования. Он и инженера-то Петухова как на чистую воду вывел. Он сразу догадался, что когда инженер с сибирской лесосеки жлоб и бабник Петухов побывал в Веймаре (ГДР) он, хотя и проходил мимо дома великого Гёте, не зашёл поклониться гению поэта в его комнату, а прошёл мимо к супермаркету, да ещё и скрыл этот факт на допросе! А уж такой факт в расследовании он даже не говорит, он вопиет, что без инженера Петухова трагедия у Кривой Берёзы не обошлась. Не даром же Петухова бьёт веником бухгалтерша, про которую говорили, что она переспала, а она не переспала, потому что она на десять лет старше тридцатилетнего Косталевского, и не понаслышке знает, что такое девичья честь!

Кто сочинял эти взаимоотношения и следственную логику? Монах-затворник, знакомый с работой сыщиков по мультику "Следы Бременских музыкантов"?.

Вот, что получается, когда автор нашедший оригинальную идею, полагает, что главное поподробнее её растолковать, желательно в финальном монологе сыщика. Представьте себе, например, что Шерлок Холмс на болоте над утонувшим Стэплтоном произносит голосом Евгения Леонова следующее:

- Совершать преступления это очень плохо. Во-первых это незаконно, то есть нарушает предписания уголовного кодекса. Во-вторых от этого страдают люди. Вот сэр Чарльз например, просто умер, а раз он умер, то мы с ним больше никогда не пообедаем, а сейчас как раз неплохо бы подкрепиться. В третьих стэплтоновщина вообще отвратительна, уже хотя бы тем, что вот висит на столбе его бедная жена, и никто не снимет её потому что высоко висит, а если бы не утонул, то и ещё кого-нибудь повесил бы. А ещё он собаку фосфором намазал, а фосфор ядовитый. Вот собаку мне особенно жалко.

И если таких вот содержательных выступлений добавить всем, включая сына почтмейстера и возницу Перкинса, то и получился бы шестисерийный телевизионный фильм.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Июн 21, 2024 2:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Как ни хил, как ни мал наш форум, но периодически я не могу на нём найти собственных сообщений, которые вроде бы должен был оставить. Вот, например, фильм "Черный квардрат" с Харатьяном и Соломиным снятый, пожалуй, после 91 года но по качеству исполнения всё-таки советский, перестроечный. Про того самого главного героя Турецкого, про которого потом сериал сняли.

Я ведь точно помню этого медленно падающего на колонну Соломина, а следовательно фильм смотрел, впечатления не получи, и должен был оставить короткую язвительную запись. Впрочем, может, когда видел, я и записей не писал.

Пытался я его пересмотреть и в новейшее время, и каждый раз диалог следователя Харатьяна с соседкой по коомуналке - проституткой (валютной, безусловно) претендующий на остроумие, не подпускал меня к основным сюжетным поворотам, хотя бы узнать, что случилось с Ясуловичем.

Но вот удалосьлось посмотреть единым духом, целиком. Я вррьше-то не люблю детективы про схватку героя со спецслужбами (точнее, всегда с толпой спецслужб), на мой вкус это детектив конечно, но я тогда уж лучше доктора Хауса посмотрю. Все эти чемоданы долларов, бриллианты дочек генсеков и документы о захвате мира кажутся мне слишком скучным макгаффином. Честное слово, в шкафу должен стоять скелет, а не чертёж новейшего стратоплана.

Да и россыпь талантов производит впечатление немного сходное с "Это всё о нём", типа - вы что, позвали Виторгана чтобы он проехался на тормозной площадке вагона, был там застрелен, но успел прорычать: "Порываю с уголовщиной?". Не то, чтобы хорошие актёры в маленьких ролях, это было плохо, вон у нас какие Почтмейстер или Лора Лайонс. Просто им и там надо дать поиграть.

Но зато, как же хорошо, когда ты смотришь на Харатьяна, а видишь не его, не тогдашнего, не теперешнего, а именно что персонажа, сделанного им и вызывающего уважения большее, чем любая "общественно-политическая позиция" прописанная нынче в интернете. Соломин просто невероятен тем, что всю дорогу сидит молча и уныло, но это характер, причём такой, которого после Доктора Ватсона, или Искренне ваш, или Кречинского, не ждёшь.

И от этого становится неважно, что сценарий заставляет героев то слушать по "жучку" двадцатиминутные любовные вздохи, показательно пить водку, и совершенно для проформы разыгрывать сцену "засорился унитаз, ваше дерьмо льёт на нашу плиту" (как человек 25 лет проживший в коммуналках, я должен скзать, что бывало там всякое, в частности я видел три смерти, одно убийство, множество драк, пожар, но вот унитаз не засорялся до такой степени никогда. Так что лучше бы в коммуналке у следователя Турецкого труп нашли, вероятность выше). Это тот случай, когда картина завалена ненужными сюжетными штампами, но толпа талантливых советских актёров, играя ещё по-советски расшвыривает этот хлам, как картонные коробки и всё-таки доводит зрителя в финале раза три до кома в горле, и до "йес!" и да "да ничего не поменялось за сорок лет""

Только смотреть обязательно целиком. А то не будет страшно, когда Лановой откроет глаза.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum


Последний раз редактировалось: НекрЫсь (Вс Мар 16, 2025 11:30 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Июл 05, 2024 10:03 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Есть такое выражение "не надо чинить то, что работает". Применительно к продолжениям в книгах и кино я бы перефразировал это так "не надо морить то, что не помирает".

Очень долго эталоном этого для меня был "Занавес" Агаты Кристи, пока я не разобрался, что великая женщина, хоть и сделала попытку уморить своего героя, но сама же от этой попытки шарахнулась и благополучно оставила его жить в веках. Шерлока Холмса кидали в водопад с известным результатом. Даже Рекс Стаут решил если не угробить, то уволить любимых персонажей, описав условия при которых Ниро Вульф мог бы уйти на покой и перестать расследовать.

Дюма убил мушкетёров. Потому что ну не могут же четыре мужика тридцать лет воевать без вреда для здоровья. Крёстный отец умер и потряс этим.

С одной стороны правда жизни конечно заключается в том, что люди смертны, и, что более важно, проекты конечны. Не только человек, но и хорошее кафе, хорошая киностудия, хорошая семья рано или поздно сходит на нет. С другой стороны могущество автора художественного произведения в том и заключается, что он способен растянуть уют у камина на Бейкер стрит от реальных 10-15 лет на века и не только не обязан рассказывать, как дом 221-б снесли, но и при удачном стечении обстоятельств может увидеть, как этот дом построят.

Проблема тут не в том, что реальный мир диктует автору неумолимые законы бытия. Ни автор ни зрители, например, никогда не испытывали желания узнать как Алиса Селезнёва не только помрёт от старости, но даже станет совсем взрослой. Она девочка с земли, девочкой и остаётся во многочисленных повестях, хотя, там, в рамках своего детства она и растёт, и влюбляется и переживает переходный возраст, но остаётся девочкой, так и не превращаясь в тётеньку. И никому без такого реализма не плохо.

Как ни странно, причины стремления завершить, разрушить и убить собою же и придуманный мир лежат вне этого мира, отражают скорее происходящее с автором. Автор сам хочет освободиться, поставить точку в реализации идеи, которую, как ему кажется, он исчерпал. Автор рвётся из придуманного мира, как Алиса, выросшая из собственной сказки.

Рвётся, ломая стены и окна, хотя может спокойно выйти через. Прервать серию книг или фильмов на любом месте. Эдгар По преспокойно удовлетворился тремя рассказами про сыщика Дюпена. Ну может кто-то когда-то сетовал, что "маловато получилось", но никому же и в голову не придёт тосковать по рассказу "где Дюпен погиб", "где Дюпен потерпел неудачу", "Где Дюпен женился и перестал быть гением". Никому не интересно знать, где и почему умер граф Монте-Кристо, Смерть капитана Немо ценна вовсе не потому, что он добегался по морскому дну и угробил лодку, а потому что из мизантропа он стал мудрецом, дождался хороших людей и погибая спас их. Петруша Гринёв, Джим Хоккинс и Родион Раскольников безусловно рано или поздно состарились и умерли, но читали и читаем мы вовсе не об этом, а о том, как они активно жили.

Но вот когда коммерческий, читательский или зрительский успех начинает тяготить автора, он начинает выдумывать разного рода водопады.

Почему-то принято считать, что последний фильм про Холмса и Ватсона - "Двадцатый век начинается" был неудачным, ненужным и провальным, вроде как до этого всё было хорошо, а тут замахнулись на кинотеатры и не потянули. На мой же взгляд необратимый процесс произошёл на один фильм раньше - в "Сокровщиах Агры".

Когда Иннокентий Смоктуновский комикует в "Двадцатом веке" это выглядит странно, как будто гений психологического кино внезапно впал в детство и решил порадовать зрителей на уровне школьного драмкружка. Когда Лестрейд строит из себя круглого идиота, тоже возникает ощущение, что режиссёр просто "не справился" со стареющим актёром, "дал ему повалять дурака", и поскольку это не Михалков с собственным режиссёрским потенциалом, из английского детектива получилась история про то, как Холмс и Ватсон влюбились и раздружились.

Но взгляните на Проскурина!
Практически одновременно с ролью братьев Шолто, Проскурин снимается в "Жестоком романсе" и Разанова и уж кого-кого, а его никак не заподозришь в неумении строить роль убедительно, психологично и, не побоюсь этого слова, гипнотически. Он из блёклого Волжского купчишки способен сделать образ, который каждый мужчина примеряет на себя.
А что он творит в "Агре"? Он роняет отрывистые реплики без всякой мотивации, смеётся там, где не смешно, шевелит асимметричными усами и играет какого-то декадента-наркомана, у которого нет ни социальной принадлежности, ни жизненной установки - только кальян и меховая шапка.

Неужели ж сам он всё это придумал? Да ни в жизни я не поверю, потому что играть такое не только неудобно, но и очень скучно. Нет, здесь видна не потеря режиссёром контроля над материалом, а наоборот - железная, продуманная до мелочей установка. Заставляя актёров валять дурака, режиссёр снимал "Агру", всеми силами стараясь "завершить", "привести к логическому концу", а не выйдет, так "разрушить к чёртовой бабушке" уютный мир конандойлевского детектива. Он придумал концепцию, что приключения Холмса и Ватсона завершаются там, где появляются любовь и женщины. Потом, со второго захода, попытался убедить нас, что они завершаются, когда появляются немцы на цеппелинах и противогаз на Майкрофте.

Это примерно как нам сейчас порой кажется, что в двадцатом году к нам пришёл не столько коронавирус, сколько "конец прежнего существования", после которого все окончательно переругались, перевоевались, постарели и покатились в бездну.

История нас конечно рассудит. Но по-моему очевидно, что история дружбы двух сыщиков никак не заканчивается свадьбой или падением в водопад, хотя бы потому, что лет через двадцать другие два сыщика приедут в замок Стайлз, потом ещё два сыщика поселятся в особняке на 34 улице, или снимут конторы на одном этаже в небоскрёбе Лос-Анджелеса, или поедут в трамвае ловить карманника Кирпича. И было бы нелепо утверждать, что ну хорошо, ну ладно, но через сто пятьдесят лет они всё-таки упали в водопад...

В водопаде жить нельзя. А в Баскервиль-холле можно, хотя и очень страшно.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Июл 17, 2024 11:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

НекрЫсь писал(а):
А вот другое семейство фильмов-названий. В детстве я вообще считал, что это один фильм. Ну сами подумайте, мыслимое ли дело отличить?
- Один и без оружия
- Вооружен и очень опасен
- Приступить к ликвидации
- Объявлен розыск
- Внимание, всем постам
- Чужие здесь не ходят
- Найти и обезвредить
Такое ощущение, что сидишь в дежурной части и только головой водишь, кругом все отдают четкие но непонятные указания. Наверное по одному и тому же поводу - где-то какие-то негодяи завелись кое где у нас порой.



И вот я посмотрел "Срочно... Секретно... Губчека".
Это фильм из плеяды "военных приключений в гражданскую войну, которые не детектив, но покруче любого детектива будут".
Жанр, как жанр, подаривший замечательные детективы и боевики. Это ведь и "Золотой песок" и "Свой среди чужиих", и "белое солнце" и "Адьютант", и "Шестой". Конечно не всем удавалось удержаться на такой волне объективности и зачастую эти бесконичные скачки-перестрелки с басмачами-кулаками-беляками становились унылыми, депрессивными, где в финале не разгадке тайны радуешься, и даже не плачешь, а выходишь с чувством, что ты-то сытая сволочь завтра в школы пойдёшь, а вот молодой краском Воронок пулю в лоб получил...

Но там по крайней мере понимаешь, за чем ты следишь. Вот есть неуловимая банда. Вот в эту банду засылают чекиста, но одновременно с ним в банде появляется какой-то нечекист, и надо угадать, кто который. Ну загадка инспектора Варнике, как минимум оправдывает твои тридцать копеек за билет.

"Сроч-но-секретно" сделан вроде бы по тому же принципу, но ощущение такое, что журнал с задачкой про Варнике уронили в борщ и решать её невозможно.

Опять куда-то везут золото. В "Свой среди чужих" это было настоящее золото, которое везли красные, а бандиты-белые застрелили красных и отобрали золото. Тут ситуация наоборот, золото "мягкое" - шкурки соболей, собирали его белые, точнее даже иностранцы, а красные... м-м.. партизаны, напали на факторию и застрелив охрану унесли шкурки. В аннотации это называется "отвагой и хитростью спасли народное достояние". Ну фиг с вами, не время сейчас разбираться, кто бандит, а кто отвагой и хитростью.

Но у них погиб проводник. Ну как погиб? Ему говорили, сиди в лесу, ты проводник, а он, улыбаясь загадочной якутской улыбкой вышел под пулю с таким видом, что это он нарочно по-белогвардейски умер, чтобы нашим было похуже.

И вот сидят они с шкурками, но без проводника. Хотя все они мужественные местные якуты, но без проводника они не могут спасти народное достояние, потому что находятся на территории, контролируемой белыми.

Иерархия у них в отряде странная - есть командир-якут, а есть интеллигентно-рабочего вида женщина, в финале оказавшаяся курсисткой. Инициатива в руководстве отрядом переходит от одного к другому, и первые тридцать минут полуторачасового фильма, они ездят на лошадях, вступают в неоправданные перестрелки, появляются в кабаках, чтобы их там ловили, после чего захватывают телеграф, будучи уверены, что их ищут всё ещё в кабаках.

Это экспозиция. Вводные данные задачи.

Задача же заключается в том, что на пароходике... да-да, по этой дикой тайге плавают пароходики, контразведка задерживает пять персонажей комикса "гражданская война в сибири", а именно
- поп
- гимназист
- белогвардеец
- профессор с сачком для ловли бабочек
- еврей с обезьяной
Один из них наш новый связник по кличке Лесник.

И зритель, должен начать ломать голову над этим роскошным антидетективом - тут не два "подозреваемх", тут их пять, и тот кто правильный - хороший, его надо уберечь. Позваны блестящие, популярные актёры, из которых самый популярный - Владимир Басов с обезьяной. Ему хотя бы дали эпизод, где он играет на бильярде. Остальным подозреваемым не дали и этого. Их допросили по разу и дальше они так и сидят в застенке, и ждут пока партизаны придумают, как их обменять.

Куда обменять? Их везут на "другой берег", куда, судя по всему не достигает белогвардейское влияние из захолустного городка. И там... Там их ждёт заплутавший отряд с соболями. То есть отряд настолько контролирует "тот берег", что может оттуда на равных устраивать налёты на японские делегации, шантажировать друзей покойного Гапона и под стволами пулемётов менять пленных на середине реки. Но вот выбраться с того берега самостоятельно, без лесника, они никак не могут.

Финал фильма заключается в том, что они спрашивают - так кто из вас Лесник-то, с которым мы сидели в Туруханской ссылке? Из рядов подозреваемых выходит третий слева и говорит:
- А это я!
Ура. Жаль, что за весь фильм мы видели его только на допросе, где он только и сказать успел:
- Ну что вы, это не я!

Городишко заслуживает отдельного описания. Он состоит из церкви, контрразведки, пары монастырских стен, и ряда покосившися изб. По нему ходят бабы, якуты на лошадях и монахи. Но то и дело в толпе появляются два типичных филёра, одетых... в сюртуки и котелки! Плевать, что грязища, что сибирь, что их сразу видно, что царя уже убили, и территория под контролем некоего атамана без имени и отчества. У филёров есть устав караульной службы, где чётко сказано - ходить в котелках. В результате появление человека в котелке означает, что либо из окна, либо с крыши сейчас спрыгнет якут большевистских убеждений. Дальше уже как пойдёт - может убежать, может попасться.

Кроме того тут кипит светская жизнь. Тут есть кабак, где по трое сидят за столами какие-то коммерсанты, где неистово поёт неизвестные песни Вертинский в окружении хмельных красавиц и верных друзей. Тут выходит газета с броскими заголовками! В этой газете подвизается известный писатель продажный подлец, ловелас и друг священника Гапона, ограбивший его. На эту странную роль позван бедный Марков. Статьи свои он диктует, и судя по всему на магнитофон, потому что завершив диктовку тут же начинает соблазнять красную комиссаршу и торговаться с ней за соболей.

Пожалуй, единственный из великих, кто преодолел рамки бестолкового сценария и хоть что-то сотворил из своего персонажа - это Роман Филиппов, создавший вполне жизнеспособного есаула-громилу. Остальные белогвардейцы конечно пытаются искать человечное в своих недочеловеках, но через пятнадцать лет после "Адьютанта" это выглядит даже не мелко, а просто странно.

- Он пытался проглотить записку!
- В таких случаях вскрывают пищевод!
- Простите, но я русский офицер!


Я, конечно каждый день расстреливаю якутов и вешаю их на редких в якутии деревьях, но я, простите, офицер и пищеводы не вскрываю! Он, наверное подумал, что ему предлагают вскрывать пищевод заживо.

А если вам, дорогие советские подростки, и этого мало, то вот вам - на пятьдесят второй минуте фильма кадр, где якут, в целях маскировки снявший с фуражки звёздочку, и надевший смокинг, заказав водку и убегая от официантов, влетает у гримёрку, где на одной из кафешатнанных якутских певиц нет лифчика! Кадр секундный, и поэтому есть смысл покупать сразу три-четыре билета на все сеансы, а в перерывах есть мороженое.

Ну нельзя же так, товарищ режиссёр! И конная лава, в исполнении толпы сметающих всё на своём пути оленей, тоже не такой выигрышный ход, как вы, наверное, думали.

Единственное, что я могу заметить, что счастливый финал - это обретение отрядом красных проводника по тайге, то есть в финале фильма герои оказываются ровно в том же положении, что и в его начале.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Авг 29, 2024 7:15 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наверное, многим знакомо ощущение, когда "то ли помнишь, то ли нет, то ли было, то ли нет". Все помнят, как учились в школе, но на вопрос, "писал ли ты сочинение о Войне и мире", "был ли ты влюблён в 6 классе", "Ходил ли на салют 23 февраля", ответ будет, скорее всего "ну должен был...".

Именно такое у меня было ощущение относительно советских "Островов сокровищ". Я твёрдо знал, что издевательский мультик "Киевнаучфильма" прикалывается именно над киноверсиями, а не над самим романом. А вот сами фильмы я то ли видел, то ли нет, но должен же был видеть. Позже оказалось, что фильм с Борисовым я видел частично (и не пришёл в восторг ни тогда не после), а фильм с Борисом Андреевым не видел в детстве, хотя и хотел бы видеть.

А вот фильм 1937 года режиссёра Вайнштока с Осипом Абдуловым я в детстве точно не видел и посмотрел впервые вчера. Потому что такое не забывается.

Нет, были конечно ироничные улыбки отца, который с удовольствием водил меня и на старых "Детей капитана Гранта" и на чёрно-белого "Пятнадцатилетнего капитана" с молодым сами знаете кем в главной роли. Те фильмы были старомодны, коротковаты, конспективны и там не к месту пели хорошие песни.
Знал я и то, что в "Острове" вместо мальчика Джима девочка, сюси-пуси, влюблена в доктора Лайвиси, который революционер. Это я всё знал с чужих слов и готов был простить - ну время такое, тридцать седьмой год, большой террор...

Но не настолько же большой!

Пожалуй из всех "по мотивам", включая "Планету сокровищ", этот фильм самы помотивный. И не потому, что "поменяли сюжет" или "привнесли революцию". Это фильм во всех отношениях другой - он русский и советский, как экранизация какого-нибудь Чехова или Сильвы, то есть не только проникнут надрывным оптимизмом на фоне репрессий, но и несёт в себе массу комплексов, ещё оттуда, из Вишнёвого сада дяди Вани и из ругани Станиславского с Немировичем. Это делает его настоящим произведением искусства, но настолько "академическим", настолько из "театра с колоннами", что даже я этого не люблю, причём с самого раннего детства. Это такая манная каша из детского сада - я верю, что она сварена по правилам и полезна, и масло в не плавает, но там комки и я ею давлюсь.

Даже не знаю, с чего начать - с революции или с героини. Начнём с ирландцев, на простройку революционности которых уходит вся завязка фильма. Это, как бы их назвать, такая первая конная армия, к сожалению без Чапая, Петьки и Анки, лишённа..я руководства Советской власти, за неимением которой сотрудничает с товарищами из Свободной Франции (якобинцы?). Они ведут с переменным успехом бои за Хельмову падь, которая является ключевым пунктом к падению всего англосаксонского владычества в рамках НАТО. В их рядах сражаются ударник коммунистического пруда Лайвиси и усушенны интеллигент Смоллет, который носит воинское звание капитана и поэтому назначается капитаном на каждый корабль, которы удаётся взять под контроль. Когда их ранят, они прячутся на сеновале в трактире "Адмирал Бенбоу", где восстанавливают здоровье за сутки отдыха и одну песню с красивой девушкой.

Так вот, девушка. Это никакая не Джим-девочка, это молодая, здоровая Дженни-Хмель, которой безумно повезло, потому что вместо Тома-рыбака ей достался ударник коммунистического пруда. У неё нос оленя, гла за косули, но искусству соблазнения она училась у Любови Орловой, и слава богу, а то я бы в неё влюбился. Вся любовная линия проникнута тем тяжелым и бесплодным эротизмом, с каким у нас в годы закручивания гаек ставят Чехова и Тургенева, то есть мы не увидим, чем занимаются проклятые помещики, когда уходят в свои покои и оставят зонтик в передней, но нафантазируем многое. В рамках этой задачи красивая, хоть и полноватая Дженни справляется прекрасно - она выпивает не рюмку, не стакан - глиняную кружку рома и после этого пускается в пляс. Вообще клип - иного слова я не подберу "Приятели, смелей разворачивая парус", это маленький шедевр - в рамках той же нездоровой эстетики, он реально пугает и завораживает пиратско-блатной романтикой - всеми этими "хо-хо" и "йо-хо-хо". Это сближает фильм с "Залечь на дно в Брюгге" - момент хорош, но жаль, что к нему приделано всё остальное.

Ну вот с девушкой и революцией разобрались, самое время о сюжете сказать. Сюжет сочиняли после детской ёлки по принципу "Поможем Стивенсону сделать поинтереснее". Прежде всего из сюжета убрано всё интересное, динамичное, весь саспенс и экшн. Здесь НЕ будет ни приключений Джима на суше, ни на море, не будет поездки в ялике, не будет никакого слепого Пью, а Бен Ганн умрёт через секунду после появления со словами "В шалаше! Всё в шалаше, Владимир Ильич!". В шалаше, как вы понимаете, сложены вместо пещеры сокровища Флинта, и этот шалаш то ли сами пираты с Испаньолы построили, то ли он там на берегу стоял с незапамятных времён и они его безошибочно заняли.

Сквайр Трелони не просто жаден, туп, трусоват, это жирный и похотливый робин-бобин-барабек, которого ужасно жаль потому что он хотел быть "начальником экспедиции" (возможно, что и на плавучей льдине). Он прямо не знает, что бы такого сделать плохого, он ничего и не делает, а верность свою реакционному режиму выражает в болтовне.

Сильвера тоже не особенно много. Он вроде бы и старается быть жестоким, обаятельным и одноногим но получается таким же рядовым, случано попавшим в начальники пиратом, как и Сильвер Борисова. При этом ему ужасно мешает нога, которую, в отличие от Борисова не скрывают рамкой кадра, и приходится прыгать, поджав её - получается, что Силььвер не столько одноногий, сколько сухоногий, или - как вариант, таскает с собой сломанный протез.

А наиболее яркие впечатления оставляют два персонажа большого роста. В роли Билли Бонса снялся Черкасов, и теперь я понимаю, что просили играть Маркова - вот это впечатление Нетрального Зла - когда посреди войны красных и белых в дверь вдруг входит огромный плоский весь какой-то смещённый по суставам мужик и начинает шутить, и он тут у нас будет долго жить - да, это страшно.
Но это пустяки по сравнению с самым загадочным персонажем фильма. Он гораздо выше Черкасова, потому что коммунист. Зовут его Командир, он руководит Первой Ирландской Конной и сыплет афоризмами, вроде:

- С порохом и дурак сделает революцию. А зубы? А зубы-то у вас есть, капитан Смоллет?

Ничего удивительного, что после такого вопроса бедный интеллигентный Смоллет не то, что капитаном на корабле не выглядит, но и за весь фильм почти ничего не говорит, кроме вполне разумной фразы:

- Да не знаю я, кто такой Джон Сильвер и почему он набирает нам команду!

А в команде, чтобы уж работа над сценарием была полной, всех старательно перепутали. Хантера сделали Джойсом, Джойса Греем, все они повстанцы и комсомольцы.Кроме пиратов у которых Джордж Мэрри стал героем Вальтера Скотта, Колобком, Черный Пес превратился в Дика, ради того, чтобы отдать библию другому колобку Израэлю Хендсу-Гэндсу, превратив его, таким образом в Страшного Попа.

Это вообще не остров сокровищ. Это довольно запутанная история про то, как Первая Конная взяла хутор Малые Норки, где почему-то пришлось плавать на корабле с людьми, носящими имена, отдалённо напоминающие имена героев Стивенсона. А Дженни-пулемётчица всё-таки вышла замуж за Чапая.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum


Последний раз редактировалось: НекрЫсь (Сб Окт 26, 2024 11:49 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Генераллиссимус
Существо даже Толкачу неведомое


Зарегистрирован: 03.12.2007
Сообщения: 564

СообщениеДобавлено: Вт Сен 03, 2024 12:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я набрёл на эту версию уже во взрослом состоянии. Начал смотреть с затаённой надеждой - ведь, эта постановка наиболее ранняя, значит, ближе всех к первоисточнику, значит, несмотря на театральность актёрской игры, в фильме будет слышен дух тех, далёких от нас времён!
Чёрта с два! Йо-хохо.
Вся эта революционная пофигень вокруг воспринималась мной как лихой антураж, чтобы эффектно показать роман и свадьбу какой-то оторвы без морали и чувства самосохранения.
Не устану рассказывать, как Митя тогда Лебедев дал мне почитать фэнтези. По моей просьбе, дал книжку поумнее. И что же я увидел? На протяжении одной книги Андрэ Нортона появляется интересный персонаж, заводит отношения с интересной девицей, развивает их в сложной фентези-обстановке и добивается полной взаимности. Это страниц 20. Следующие 20 страниц тот же номер разыгрывает другая пара. И так далее до конца первой части трилогии!
Я разозлился и полез выяснять про этого Нортона. А он и не Нортон никакой вовсе! Он Элис Нортон. Тётя. Я читал дамский роман.
Вот похожий чёрт начал побирать меня и за просмотром того "Острова сокровищ". Они сколотили ржавыми гвоздями гнилые доски и говорят, что это не то, что мы видим.
В общем-то, эта пляска продолжается: писателька, врачка, хлопок, отрицательное наступление и т.п.
Интересно, если есть прачка, значит должен быть прач?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Сен 04, 2024 3:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В общем-то да, с олененосой Дженни, это та же самая пляска и ей, как видно по фильму не менее 87 лет, а вообще-то и пара сотен набежит.. И только всё новые поколения почему-то думают, что начали танцевать от печки именно они. Печка это жена пекаря.

Но я ещё раз подчёркиваю, что не писательками едиными эта халтура характерна. К писателькам я уже притерпелся, как притерпеваешься на десятый день похода к комарам, научившись поливать их дэтой. Но они из тех же гнилых досок построили всё, включая мотивацию простых человеческих действий - выстрелить из пистолета, выкопать лопатой сундук, спрятаться от погони. Всё в этом фильме неоправдано и построено на принципе "снимем, покажем в кино, а сами туда не пойдём, и на вопросы - а почему? - отвечать не станем, пусть думают, что сами не поняли".

Прач, вернее прац есть - это стирка по-польски. Стирка, но не стиратель.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Сен 11, 2024 3:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я, кажется, понял, почему "Остров сокровищ" из тридцатых годов показался мне таким Чеховским, таким отечественным.

Логика действий персонажей в значительной степени восстанавливается, если перенести её на русскую дореволюционную почву.
Вот там вполне может быть регион, охваченный волнениями, где тем не менее живут и барствуют толстые помещики в халатах. За повстанцами гоняются урядники, повстанцы грабят кареты князя Верейского, и не исключено, что в составе банды находится сын ранее разорённого соседа.
Именно там можно было бы принести карту клада, не помещику конечно, а вечно пьяному купчине толстопузому, кем и является здешний сквайр Трелони, ведь про него тысячу раз сказано как про ростовщика, и лишь один раз, как про землевладельца. Этот купчина, да ещё нетрезвый вполне может поехать в "экспедицию", причём сначала в кабак, набрать "мужичков". Людей, давших ему карту купец будет считать за своих просто потому, что они молодые и грамотные, и значит вероятно какие-то барчуки. Когда выяснится, что они студенты-народовольцы, будет поздно. А нанятые, и тоже мятежные, но на другом уровне мятежныые якуты, будут представлять опасность на всём пути до прииска, потом взбунтуются, и купец побежит их уморять справиться со студентами. Остаётся выделить из числа якутов актив, которые перейдут на сторону большевиков, и сюжет в шляпе.

Только это ничуть не сюжет Стивенсона.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Окт 26, 2024 12:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Любимый мной с детства актёр Александр Михайлов в наши дни придерживается политической позиции с которой я не могу согласиться. Это обуславливает его присутствие на телеэкране, и даёт мне возможность, например, внезапно обнаружить, что некогда он играл милиционера в чём-то вроде детектива, во всяком случае носил милицейскую форму. Кажется, я нашёл, где это - фильм "Признать виновным", который оказался в общем-то не детективом, а скорее фильмом о работе с трудными подростками, темой близкой мне с детства, поскольку подростки эти, практически мои сверстники.

Да, да, до третьего выстрела. Помните, была такая серия "Знатоков", которую за каким-то лешим загубили, то ли позвав на главные роли беспомощных юных актёров, то ли неумением работать с ними.
Смотришь "Признать виновным" и поражаешься - ну ведь можно же этих школьников сыграть. Да, наверное, здесь играют уже студенты киноинститутов, но принципиальной-то разницы нет - эти не изображают, а являются людьми, способными и ножом ударить и на уроке ответить. А дети в телефильмах почему-то всегда лишь "изображали" детей, как это происходит например в "Гостье из будущего" - пока шалят на переменках, узнаю свой класс, как только заговорят дублированными позже голосами, ералаш какой-то получается.
Ну что сказать о фильме. Вроде всё, что нужно для "предостережения" в нём есть, но почему-то мне кажется, что никого он не предостерёг. Ведь при всём обаянии Михайлова, нет у него методов, кроме как позвонить родителям на стройку в вечной мерзлоте. А если у трудного подростка случайно нет родителей в мерзлоте, его, скорее всего не спасти. Россыпь "трудных родителей" вполне убедительна - это та самая смесь вроде как приличных людей, которые и сейчас ещё живы и принимают сейчас решения о поправках в конституции. Мама-журналист - блестящая, папа-телемастер - мастерский. И "жесть", типа собаки в проруби и внезапного убийства, за секунду до которого понимаешь - всё оно к тому шло, вполне жизненные, реалистичные, так бывает. И всё-таки не бывает. Вглядываешься, вглядываешься в причёски молодых подонков и прямо как в школе не можешь понять - ну где тут длинные то волосы, почему "у настоящего мужика должны быть уши видны", как говаривал нам военрук и подполковник Гаманов.
Видимо, во всём произошедшем виноват худой, как смерть Арнис Лицитис.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 30, 2024 12:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот интересно. Почему если про "Утиную охоту" пишут, что "запрет фильма привел Олега Даля к душевному кризису и ускорил его смерть", все согласно кивают, мол советские цензоры, буквально своими руками убили... Но когда говоришь, что вот уже в наши дни: киночиновники украли у Успенского права на Чебурашку и перекорёжили крокодила Гену в Гармаша, и Успенский умер через год: тут же слышишь: "А ты докажи в суде причинную связь! А юридически они имели право!".
Так и советские цензоры ведь имели право... что ж у вас юридическая компетенция такая избирательная?
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вс Мар 16, 2025 12:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Бывает, что теряешь что-нибудь не особенно нужное у себя дома. Безделушку, фотографию, авторучку необычной формы. И не то, чтобы ты не мог без неё обойтись, но странно - была же, а вот и нет. И начинаешь думать, что наверное ты её вытряхнул с ключами у двери, или в метро тебя цыгане искусно обокрали. Это тревожит, как стекловата воткнувшаяся в руку, но потом забывается.
И лет через пятнадцать ты находишь эту авторучку за диваном, а фотографию, забытую в сканере, а воздушный шарик в горшке из под мёда.
Когда-то я прочитал единственный на моей памяти советско-азербайджанский детектив в очередном сборнике то ли "Подвиг", то ли "Искатель". Там начиналось всё яркой картинкой - идёт старик в снегопад по улочке, и вдруг бац - нож в спине - и он уже не дышит. Всё дальнейшее было тоже ярко, но в отрицательном смысле, я помню, что детектив показался мне совершенно "первобытным", как по манере, так и по логике изложения. Но почему-то я не могу найти на форуме никакого своего текста на эту тему. Возможно, это было слишком давно.
При этом я видел кинодетективы "Азербайджанфильма", и хотя шедеров среди них я не помню, уровень их казался значительно выше, из чего я делал выводы, что тот роман - хоть и единственный в своём роде - так и не решились экранизировать.
Я ошибался. Он свалился на меня из ютуба вчера под названием "Удар в спину".
Ну как вам сказать. Поскольку милиционеров и крестьян играют тут живые люди, в настоящих белых плащах, с настоящими усами и ездящие на настоящих грузовиках, это перестало быть чем-то исключительно невкусным, что невозможно посмотреть. Более того, на "Азербайджанфильме" трудились скромные, но достойные операторы, которые без лишних слов, без громкой фразы, честно стараются, чтобы зрителю было поинтереснее, пострашнее и подетективнее.
Но логика, конечно, ошеломляет. Причем в фильме убрали, видимо из за нечеловеческой сложности, основное дедуктивное умозаключение, над которым приходилось думать полромана. Понимаете ли, ножи в спину убийца втыкал лезвием вверх и горизонтально, что трудно сделать, нанося удар рукой, и из этого следователь делал логический вывод, что нож метнули. Собственно говоря, с этого факта автор и начал придумывать сюжет. В фильме этот сюжетный хребет свели к замечательной фразе - "нож торчит горизонтально, возможно его метнули", что звучит страннее некуда - вот гвоздь в стене торчит горизонтально, его тоже что-ли метнули? При этом во всех убитых нож торчит действительно лезвием вверх, очевидно предполагается, что в кинозале сидят поголовно судебно-медицинские эксперты.
Само же расследование выглядит примерно так. Кто у вас тут живёт? Шофёр? Может это шофёр убил? Поглядим на шофёра. Нет, наверное не он убил. Кто ещё есть, учитель? А поглядим на учителя... Ой, это не учитель, а шофёр, а тот был учитель. Ну наверное это не они. Ой, а шофёра-то убили... Я его еще допрашивать не кончил, а его уже убили... Оглядимся, не видно ли убийцы? Нет, убийцы не видно, наверное он убил шофёра, когда я отвернулся. А не вскочить ли нам в грузовик и не помчаться по шоссе, сбивая в кюветы другие грузовики? Кто в этих грузовиках? А бог его знает. Нет, не убийца, а вы подумали, что я их обгоняю, потому что там убийца? Знаете, а может он там и ехал в этих грузовиках. Всякое ведь бывает. А пойдёмте в архив, может там лежит фотография убийцы.
Стоит ли удивляться, что убийцей оказывается человек, мелькнувший в начале фильма и исчезнувший до самого его конца. Это, примерно, как если бы оказалось, что Ларису Груздеву убил не муж и даже не Фокс, а сосед Шарапова по коммуналке, который помните, пьяный в первой серии ходил? Правда? А зачем он её убил? Ну как вы не понимаете, он же бывший царский городовой, а она могла выдать его тайну.
Зато теперь мне не придётся искать этот роман века по книжным шкафам.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
НекрЫсь
Лесник


Зарегистрирован: 11.08.2003
Сообщения: 20588
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Сб Мар 22, 2025 2:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Юлиан Семёнов - автор своеобразный, самолюблённый, с постоянными "закосами" под оригинальность стиля, суровую мужскую правду о загнивающем Западе и ту разновидность свободомыслия, которой щеголяют приближенные к трону. Читать его книги тяжело, но никак нельзя отрицать, что они не раз и на два становились основой для прекрасных фильмов. Если "Петровка-Огарёва" фильмы самобытные, а "ТАСС" - спорный, то "Противостояние" и "Мгновения" - фильмы великие, и можно было бы сказать, что у Семёнова просто судьба такая, быть автором трудных для чтения текстов, которые какой-то магией превращаются в хорошее, ну хотя бы запоминающееся кино.

Если бы на был снят и показан в своё время по телевизору фильм "Большая игра". В 1983 году телевизора у меня не было, но я хорошо помню блуждающие улыбки соседей по коммунальной квартире и одноклассников, которые в ответ на вопрос- это что это вы сейчас смотрели, отвечали - "новый политический детектив, там Басилашвили и Калягин". Соседи не солгали, там и правда снялись эти и ещё многие хорошие актёры. Но режиссёру удалось невозможное - он снял
по Юлиану Семёнову фильм столь же пафосный, запутанный и претенциозный, как и сами романы Юлиана Семенова. И смотреть на играющего "журналиста Степанова" (точннее сказать, комплексующего за самого Семёнова) актёра Гостюхина надоедает уже в начале первой серии.
- Нет, это я ему неправду тогда сказал...
- Нет, не неправду сказал, а соврал, как баба...
- Нет, не как баба, а как подлая, истеричная, неверная баба...

Да уймитесь вы уже, журналист Степанов! Да представьтесь уже внятно и объясните, вы-то здесь при чём в этой запутанной истории по обе стороны Атлантики! Полторы серии я ждал-ждал, и не дождавшись выключил эту увлекательню историю, как сбивали цену на какао в республике Гариваса, а честные, хладнокровные и преданные женщины этому злу мешали стрястись.

Не ошиблись мои бывшие соседи по коммуналке. Редкостное занудство вышло.
_________________
Dum spiro - spero
Spero, ergo sum
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов webtut -> наше увлечение - Синематограф Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... , 59, 60, 61  След.
Страница 60 из 61

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group